Про шахту 404-бис

Оригинал взят у


Газета "Московская правда" в №8 от 2002 года пишет:
"Сергей Георгиевич Камышев
- Наше строительно-монтажное управление стало пятнадцатым по счету в Московском метрострое, оно было создано в 80-м году на основе одного из участков СМУ-6 - мощного подразделения Мосметростроя, успешно работающего по сей день.
- От СМУ-6 новорожденное управление приняло участок работ на старой Таганской шахте, которая по документации называется шахтой 404-БИС и с которой велось сооружение станций "Таганская"-кольцевая, "Таганская"-радиальная, "Марксистская".
http://www.pressarchive.ru/moskovskaya-pravda/2002/08/08/74498.html
"При возведении «Марксистской» метростроевцы столкнулись с серьёзными проблемами: станция заложена в тяжелых геологических условиях - на месте древней топи. Когда строительство было почти закончено, рабочие наткнулись на подземное озеро, вода стала затоплять готовые выработки. Метростроевцы были срочно эвакуированы из шахты 404-бис, в которой сооружалась станция. Насосы не успевали откачивать все прибывающую воду, а вскоре их пришлось вовсе отключить, т.к. вода поднялась до электрических щитов и кабелей, питающих эти самые насосы. Почти вся станция оказалась затоплена. В итоге, пришлось выкачивать воду уже с поверхности (из шахты), заменять поврежденное оборудование и восстанавливать выработки."
Источник неизвестен
Кто может найти поточнее про аварию на шахте 404-бис, утром 7 апреля неизвестного года?

Потоком, словно горная река, она устремилась по тоннелям с такой
скоростью, что буквально сбивала людей с ног. Именно главный инженер Крюков, срочно прибыв на шахту и оценив обстановку, отдал приказ боровшимся со стихией строителям,покинуть свои рабочие места.
Потом Алексей Иванович рассказывал корреспонденту «Метростро
евца» о мерах по ликвидации аварии,на которую ушло двадцать дней. Какие это были дни! И сколько бессонных ночей у руководителей СМУ и участков, у механиков и энергетиков.
Стихия отбросила коллектив на два месяца. Но, вернувшись на шахту и приступив к проходке, коллектив уже вскоре наверстал упущенное, и свои социалистические обязательства выполнил, как и было запланировано, к концу года"
http://www.metro.ru/f/1/library/metrostroevec/metrostroevec-2007-34.pdf
"Так что же произошло утром седьмого апреля в шахте 404-бис и можно ли было заранее с достаточной степенью вероятности предвидеть подземное наводнение? Как могло случиться такое? День начинался на шахте вполне обычно. Утренняя смена разошлась по своим рабочим местам. Проходчики из бригады Шепелева, знатного метростроевского бригадира, бурили шпуры."
http://wmrvictoria.ru/repair/
Источник неизвестен
"На «Таганке»
Нариман Александрович,— срывающимся голосом докладывал диспетчер.—«Таганку» топит! Там уже вовсю…
— Конкретней?
— Мнения противоречивые.
— Выезжаю,—сказал он в трубку и, видимо, изменился в лице, потому что Витя Иванов посмотрел на него недоумевающим взглядом, и взгляд его запомнился.
Садясь в машину, он сказал шоферу:
— Саша, на «Таганку» в быстром темпе.
Вот уж несколько лет прошло с того дня. Сколько раз потом приходилось ему ездить этим путем — от Медведкова до Таганки, до улицы Володарского, где высился копер метростроевской шахты 404-бис, но ни разу так быстро не получалось. Он даже шофера расспрашивал: «Саша, ты что, правила дорожные тогда, что ли, нарушал?» — «Да нет, Нариман Александрович. Само получилось».
На «Таганке» первым встретил его главный механик Люциан Владиславович Брилль, горняк, на Шпицбергене работавший и в Подмосковном бассейне, человек опытный, вполне авторитетный. Он снял каску, рукавом мокрой спецовки вытер лоб.
— Нариман Александрович, вода бурно поступает. Ваше решение?
Тут же был главный энергетик Горшенин, большой, рыжий, лысый, торопливо пожал руку. «С праздником весны»,— попробовал пошутить, но не вышло. Никто не улыбнулся..
Рядом с Горшениным стоял начальник участка Алексей Лыхо. Спецовка на груди распахнута, и ворот клетчатой красной с белым ковбойки не застегнут, пуговка оторвана, нитка торчит. Все ясно: душно стало, рванул рубаху по русскому обычаю.
— Алексей Алексеевич,—сказал Нариман Александрович, кладя руку ему на плечо,— в горном деле еще и не то бывает. Людей всех вывели?
— Все на-гора.
— Уже хорошо.— Кинул взгляд налево, направо. Суеты не было.— В руки себя возьми, природное, понимаешь ли, явление…— сказал твердо, чтоб хоть как-то успокоить, или, точнее сказать, приободрить, товарищей, хотя отлично понимал и скрывать не собирался, что списывать все на природу неубедительно, и, поправив белую монтажную каску, скомандовал:
— В шахту!..
Клеть мягко опустилась. Лязгнуло железо клетьевого ограждения.
Как обычно, позванивали тросы, но этого привычного лифтного звука слышно почти не было. Все подземное пространство шахты было заполнено шумом бегущей воды. Уровень ее повышался. Затопляло руддвор, в мелкой водяной пыли тускло, как в осеннем тумане, горели лампочки.
— Ниагара! — сказал Люциан Владиславович. "
источник неизвестен


Стройплощадка шахты 404бис. 1980 год.
Газета "Метростроевец", №33 за 2010 год
На паствью:
1968, ничего не видно:
https://pastvu.com/p/88441

1966, видно сразу два копра, домик деревянный:
https://pastvu.com/p/43020

1982, шахтный ствол со звездой, домик деревянный:
https://pastvu.com/p/97054

1975-76 звезды нет
https://pastvu.com/p/13381

1981, звезды нет
https://pastvu.com/p/159827

1984, ВШ 403 вроде на своем месте, видно козловый кран, копер если и есть, то размыт дымкой
https://pastvu.com/p/154528

Предположение мое по местности будет такое (с изм. от 23 дек):

Источник информации о стволе №2 - чертеж ЧЗ-293/108:

Раньше эта история про аварию на шахте 404-бис в интернете была полностью, а теперь исчезла.
Остались только цитаты и фрагменты.
По копирайтам. Чертежи метропроектом были созданы более 40 лет назад, на государственные деньги и по государственному заданию - общественное достояние. Карта создана в нерабочее время, лицензия creative commons. Надо в википедию это дело заткнуть.
|
</> |