Про самиздат, АвторТудэй и современную литературу вообще. Перепост Лоты.

"Проблем у современной литературы хватает, но, пожалуй, в основе их лежит вот что: авторов стало слишком много. Публиковаться может реально любой желающий, независимо от жизненного и литературного опыта, идейной платформы и даже элементарного представления о языковой норме. Да, среди нас сотни тысяч и миллионы людей, каждый из которых убежден, что ему есть, что сказать миру. Некоторые на полном серьезе утверждают, что писателей теперь больше, чем читателей; это, конечно же, не так, но я понимаю, почему складывается такое ощущение.
Я вижу их каждый день - юных (в писательском смысле, так-то они могут быть уже пенсионерами), трепетных, дрожащими руками протягивающих миру свои выстраданные шедевры. Типичная реакция мира - игнор: вас много, а мир один. Как знать, возможно, десятки единиц среди этих сотен тысяч написали новых "Мастера и Маргариту" или "Трех товарищей". Обречены ли они потонуть в потоке?
Надежных рецептов быстрого успеха не существует именно потому, что писателей слишком много; любой технологией "выделения себя из толпы" начинают пользоваться тысячи людей, немедленно образующих толпу.
Казалось бы, даже если ситуация дурна для писателя, она удобна читателю: авторов и книг огромное множество, просто сиди и выбирай чтение по вкусу. На самом-то деле читателю еще труднее: из-за полного отсутствия каких-либо фильтров большая часть случайных неизвестных книг будет попросту лютой бессвязной графоманью. Увы, это для себя каждый автор - гений, и творение его - новое слово в искусстве, а в реальности... Читатель пробует "кота в мешке" раз, пробует два, самые упорные - раз по десять-двадцать; в итоге плюет и отправляется читать более-менее популярное. Даже если оно ему не очень-то нравится, но там будет пусть и плохонький, но по крайней мере предсказуемый уровень.
Что становится популярным в самиздате и почему? Об этом в следующих выпусках."
"Итак, что в самиздате популярнее всего и почему.
Главные страницы сайтов самиздата производят чудовищное впечатление. Например, на АТ это тридцатые-сороковые тома крайне специфических сериалов ("боярка", "назад в СССР" и прочие локальные мемы), на Литнете - однотипные любовные романы, почти не различающиеся даже на уровне названий и обложек.
Не знаю, сколько процентов посетителей, посмотрев на это пару минут, закрывают сайт навсегда. 80? 90? Подозреваю, что подавляющее большинство. Если в этой куче и есть перлы, нужна большая мотивация, чтобы в ней копаться; зачем, когда у нас есть прекрасная переводная литература от признанных во всем мире мастеров?
Много я видела людей, которые впадают в отчаяние: они решают, что раз популярно именно это, значит, читатель примитивен и туп, ему ничего не нужно, кроме незатейливого фансервиса (в чем этот фансервис заключается, как и зачем можно использовать его элементы в "настоящих" книгах - об этом мы еще поговорим). Правда в том, что примитивен не читатель. Примитивны алгоритмы продвижения книг в самиздате, которые именно этот мутный поток выталкивают наверх, делая все прочее практически невидимым.
Почему так происходит? По многим причинам. Во-первых, этот типовой контент проще и быстрее всего производить. Трагедия самиздата в том, что залог успеха в нем - объемы и скорость; не выкладываешь проду через день, каждый день, два раза в день - теряешь рейтинг, уходишь с главной, становишься невидимым. Некогда думать, некогда искать нестандартные решения, некогда редактировать - надо выкладывать. Книга в три недели уже стала не просто нормой, а необходимым минимумом для выживания коммерческого автора.
Определенная аудитория у этой литературы действительно есть - кто-то же действительно это покупает. Проблема алгоритмов в том, что они отталкивают всю остальную аудиторию. Во-вторых, многомилионные вложения в рекламу именно этих произведений сделали неэффективной рекламу чего-то другого для кого-то другого (святая вера во всемогущество рекламы от тех, кто никогда ей не занимался, довольно смешна). Репутация, опять же - "все же знают, что в самиздате один шлак". Спрос и предложение - эдакий Уроборос, пожирающий собственный хвост. Замкнутый круг, в котором, кажется, нет места ничему отличному.
Существуют курсы, на которых начинающих авторов учат писать как можно более шаблонно и фансервисно - и, главное, быстро. Много ими соблазнилось начинающих писателей, которые пытались выкладывать выстраданное - и не получили никакого отклика. Жить с неотчужденного труда - огромное искушение. О мышлении и инструментарии коммерческих авторов мы еще поговорим.
Готовых и простых способов донести до публики свое, уникальное и рожденное в муках, не существует. Но это не значит, что это невозможно. На самом деле у нас даже есть такие примеры. Хорошие новости - в самиздате хватает и тех читателей, которые ищут свежие, нестандартные, качественные книги. Более того, они готовы поддерживать авторов, которых ценят. Люди вообще прекрасны и удивительны вопреки всему.
Как выйти на эту аудиторию? Об этом мы поговорим на следующей неделе. Предупреждаю - будет больно."
"Сегодня сложная тема: у каких книг есть хотя бы шанс, что в самиздате их будут читать. Для читателя тут может быть интересно, с какими трендами вы столкнетесь и почему.
Договоримся на берегу: я не буду вам рассказывать, как написать коммерчески успешную книгу. Во-первых, я этого не знаю. Во-вторых, тут и без меня коучей хватает. Проблема этих коучей и их деятельности в том, что они учат работать по самым простым и ходовым шаблонам: например, любовный роман должен быть не о развитии отношений двух субъектов, а о Мери Сью и брутальном самце, желательно насильнике или близко к тому. Вроде и хрен бы с ними, пусть всякий дрочит как он хочет; однако общая проблема здесь в том, что такого рода продукция привлекает на сайты одну аудиторию, но отталкивает другую. Рекламные алгоритмы тоже перенастраиваются под любителей именно этих шаблонов. Говорят, на книгах по шаблонам денег заработать можно - если адово впахивать, владеть маркетинговыми и рекламными стратегиями, уметь заводить связи, осваивать промптоинженерию и плюс ко всему вам повезет. И да, еще все-таки нужны некоторый литературный талант и жизненный опыт. Честно говоря, зарабатывать деньги я бы вам советовала чем-то другим, если вы не в совсем отчаянной ситуации. Ну да вольному воля.
Мы тут рассматриваем другую историю: вы пишете книги о том, что интересно вам, но хотели бы при этом, чтобы кто-то их все же читал и даже покупал (оговорим сразу - много денег на этом пути не заработать, вряд ли хотя бы очень средняя зарплата набежит). Я перечислю факторы, которые, по моим наблюдениям, читателей самиздата отталкивают. Ничего не навязываю и даже не советую. Каждый сам для себя решает, что ему нужно от жизни в целом и от литературного творчества в частности.
- В “мужском” сегменте (это практически весь АТ, кроме уголка ромфанта) охотнее читают книги, если у них и главный герой, и автор (по нику на АТ) - мужчины.
(Про гендерную сегрегацию в жанровой литературе мы поговорим отдельно, это печальная и унизительная история, но она существует).
- В самиздате востребованы “развлекательные” книги без чернухи. Увы, серьезные и мрачные истории взлетают исчезающе редко. Любимая фраза многих комментаторов - “всякого дерьма мне и в жизни хватает“.
- Учтите: читатель захочет ассоциировать себя с главным героем. Если не сможет - с большой вероятностью дропнет книгу. Всякое там несовпадение позиции героя с авторской - это для самиздата сложновато. Герой должен восприниматься читателем как положительный.
- Нас всю жизнь учили, что Мери и Марти Сью - это плохо. Увы, в самиздате востребованы именно они. Печально, но факт.
- Лучше идут книги с простой линейной композицией. Например, несколько фокальных героев - для многих уже красный флаг.
- Востребован юмор. Чем больше шуток, тем больше у книги шансов.
- В названии книги желательно избегать непонятных читателю слов - например, экзотических географических названий. Чем проще и ярче название, тем лучше.
- Вообще сложные и непонятные слова в тексте многих отталкивают.
- Желательно простое и ясное построение фраз.
- Пространные описания чувств нежелательны (мы все еще про “мужской” сектор), но стоит употреблять эмоционально заряженные слова (“плюхнулся” вместо “сел”).
Да, я отлично осознаю, что это выглядит переупрощением и выхолащиванием литературы. Еще раз: это НЕ советы. Это описание реалий самиздата. Они мне тоже не нравятся. Со всем прочим - в Большую литературу, вас там, конечно же, ждут, уже банкетные столы накрыли. О Большой литературе мы не будем даже говорить, но советую вот что: попробуйте оценить тиражи и известность ее авторов не из топ-10 и сравнить ну хотя бы с числом библиотек на моих книгах (ссылка в профиле). А я - аутсайдер самиздата, мой номер в списке популярных авторов АТ в лучший момент был 400. По-настоящему страшно не то, что самиздат таков, каков есть, а то, что ничего другого для простых смертных авторов толком и нет.
Важно понимать, что самиздат таков, каков он есть, потому что в нем огромное количество мрачных серьезных книг с непонятными словами и сложной композицией; увы и ах, почти все они оказываются лютой графоманией. Много стоящего в ней просто потонуло, потому что читатель уже автоматически все это отфильтровывает.
Последнее, что я сегодня скажу - тоже очень страшная вещь, устрою вам такое хоррор-воскресенье. Возможно, вашу книгу не читают еще и потому, что она просто плохо написана. Да, многие популярные книги тоже написаны плохо и читателей это не смущает - но вы, возможно, ищете выход на более взыскательную аудиторию, а вот ее уже отталкивают грубые орфографические, стилистические и логические ошибки. Штука в том, что если это так, вам никто этого не скажет - как и почему в самиздате целенаправленно истреблен институт критики, я еще напишу.
Ладно, хватит с нас покамест кринжа. В следующем выпуске будет небольшой обзор действительно хороших книг, которые из-за специфики самиздата в нем потонули и остались невидимыми."
И в конце немного моих соображений по теме.
По-моему тут такая штука случилась: литература столкнулась с реальным читателем напрямую. Без прокладок в виде издательств, критиков, журналов и прочей около литературной инфраструктуры.
И оказалось, что это возвращает литературе её первичную, базовую цель - развлекать почтеннейшую публику.
А реальный вкус у публики вот такой.
Можно из-за этого расстраиваться, можно на публику сетовать, но ведь публика ответит - просто читать не будет.
Сиди, сетуй с десятью читателями, половина из которых родственники.
Самое смешное, что мне это даже нравится.
Есть в этом что-то в корне своём здоровое, что-то первобытно-честное.
Писатель?
Напиши, так, чтобы не полутора критикам нравилось, а вот прям реальным людям.
ЗЫ
Тексты Лоты с её канала в телеге.
Кстати, всем рекомендую, Лота отлично, интересно пишет - ну, собственно, см. выше)
https://t.me/gde_love
|
</> |