Про работу, образование и вообще...
sams-lena — 01.06.2017 Пост этот я, наверное, потом или под замок спрячу или уберу вообще к фигам. Это и ко вчерашнему посту относится тоже. В атмосферу свой негатив спустить и выдохнуть.Задолбалась я. Даже больше.
И дело даже не в бессмысленном и по стопицот раз переделываемом. Дело в самой сути выполняемого. Не секрет, да, что по законам Паркинсона эффективность работы чиновника определяется количеством созданных им документов. Ведь, если чиновник «родил» какой-то документ, значит, он не бессмысленное чмо, а нужный орган в этом вашем государственном организме. Поэтому чиновник просто плодит указания и приказы не особо задумываясь зачем, кто и как их будет выполнять.
За последние 15 лет в нашей стране уже 4 раза поменялись стандарты высшего образования. То есть получается, что министерство образования само не в состоянии решить какими оно видит выпускников вуза.
Мало того, в советских стандартах был даже перечень необходимых знаний и тем по дисциплине. То есть во Владивостоке и Москве программа обучения была одинаковая и человек мог запросто перевестись из одного вуза в другой, не сильно напрягаясь. Варьировался только так называемых "региональный компонент", доля которого была всего 10%.
Ну, и чтобы освоить какую-либо специальность, по каждой дисциплине существовали лекции, где студент слушал, практические занятия, где студент демонстрировал все, что он умеет и может по теме с учетом знаний, полученных на лекциях, и экзамен-зачет, где студент демонстрировал все что знает-умеет-может по всей дисциплине. В конце обучения студента ждал дипломный проект, где он самостоятельно худо-бедно решал какую-то проблему по специальности.
Я сейчас не о качестве лекций, практических занятий и студенческих дипломных проектов. Во все времена были и бездельники-двоечники, и отличники с горящими глазами, и знающие свое дело преподы, и безответственные хапуги. Я сейчас о сути и содержании.
Потом Россия подписала болонское соглашение, дающее нашей стране право выдавать универсальные дипломы о высшем образовании. Условно говоря, где-то там в этом соглашении написано, что для того, чтобы иметь признанную работодателями всего мира специальность инженера, студент должен иметь 100 условных баллов по физике, 90 условных баллов по сопромату и 50 условных баллов теории машин и механизмов. И понеслась телега по кочкам. Все российское ВО начало придумывать свои системы перевода наших отл., хор. и неудов в эти условные баллы. Причем переводом этим занимался каждый вуз самостоятельно, руководствуясь каждый своими какими-то глубинными принципами и критериями. Естественно ни о какой универсальности говорить в таком случае не приходится ни разу.
Дальше – больше. Согласно новым стандартам минобра студент вместо «знаний, умений и навыков» по дисциплине в ходе обучения должен освоить определенную компетенцию. И, шобвызнали, «компетенции» эти сформулированы предельно абстрактно. Например, «способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции». Ага.
При этом система оценки освоения студентом этих «компетенций» невнятна и неясна никому.
Передбывший министр образования на голубом глазу опять настаивал на том, что каждый вуз самостоятельно разрабатывает свою систему оценки. Гы-гы, как грицца - те же грабли, только в профиль.
Последнее нововведение этого года меня вообще вогнало в ступор и явно определило желание уволиться нахренващесовсем. По ходу, пилотный проект новых стандартов, щедро сброшенных нам вышестоящими инстанциями, после признания его удачным, ликвидирует высшее образование в нашей стране вообще. Если не найдется кто-то, включивший логику и разум. В чем я сильно сомневаюсь.
Об чем это я. Из всего, что мы сейчас имеем и под что сейчас переделываем в стопицотый раз все рабочие программы и планы (ага, привет студентам, учащимся теперь до августа включительно), ясно, что дисциплины теперь ликвидируются вообще. То есть остаются тупо компетенции, которые студенты должны освоить вне связи с дисциплинами. Нет, связь кое-где прослеживается – например, на физкультуре или там на иностранном языке. Все остальное осваивается само по себе без привязки к конкретным знаниям по конкретной дисциплине. Все, приехали.
То есть я с трудом себе представляю, как при таком подходе будет выглядеть вкладыш в сам диплом. Способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции – 50%, способность вести себя в соответствии с требованиями ролевой позиции в командной работе – 60%, способность проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества – 100%, в целом – молодец! Так что ли??? А как на такой вкладыш будет реагировать работодатель??? И ни слова, заметили, про дисциплины. И каждый вуз снова сам решает кто и как будет учить студента проявлять толерантность – философ, историк или ваще физкультурник. На мои возмущения мне было сказано – «прими, как данность, не вы@...вайся», «пиши, что требуют». А на кой писать, что требуют, если непонятно ни разу, что именно в итоге должно получиться?
Ну, и да, вопрос встречный – значит, и при приеме в вуз не нужны никакие ЕГЭ и прочие отметки по математике и физике, а нужна «способность вести себя в соответствии требованиями ролевой позиции». То есть, школа – ты следующая!
Как-то так. Так что кирдык нашему образованию , если кому это интересно.
|
</> |