Про работу, образование и вообще...

топ 100 блогов sams-lena01.06.2017 Пост этот я, наверное, потом или под замок спрячу или уберу вообще к фигам. Это и ко вчерашнему посту относится тоже. В атмосферу свой негатив спустить и выдохнуть.

Задолбалась я. Даже больше.

И дело даже не в бессмысленном и по стопицот раз переделываемом. Дело в самой сути выполняемого. Не секрет, да, что по законам Паркинсона эффективность работы чиновника определяется количеством созданных им документов. Ведь, если чиновник «родил» какой-то документ, значит, он не бессмысленное чмо, а нужный орган в этом вашем государственном организме. Поэтому чиновник просто плодит указания и приказы не особо задумываясь зачем, кто и как их будет выполнять.

За последние 15 лет в нашей стране уже 4 раза поменялись стандарты высшего образования. То есть получается, что министерство образования само не в состоянии решить какими оно видит выпускников вуза.

При советской власти До начала реформирования высшего образования (ВО), обучение студентов выглядело примерно следующим образом. Имелся определенный государственным стандартом набор специальностей, каждой из которой соответствовал определенный набор дисциплин. Состав этих дисциплин до последнего времени варьировался очень незначительно. Понятно же, что без математики и физики не освоишь инженерные специальности, а без дидактики и психологии – педагогику.
Мало того, в советских стандартах был даже перечень необходимых знаний и тем по дисциплине. То есть во Владивостоке и Москве программа обучения была одинаковая и человек мог запросто перевестись из одного вуза в другой, не сильно напрягаясь. Варьировался только так называемых "региональный компонент", доля которого была всего 10%.

Ну, и чтобы освоить какую-либо специальность, по каждой дисциплине существовали лекции, где студент слушал, практические занятия, где студент демонстрировал все, что он умеет и может по теме с учетом знаний, полученных на лекциях, и экзамен-зачет, где студент демонстрировал все что знает-умеет-может по всей дисциплине. В конце обучения студента ждал дипломный проект, где он самостоятельно худо-бедно решал какую-то проблему по специальности.

Я сейчас не о качестве лекций, практических занятий и студенческих дипломных проектов. Во все времена были и бездельники-двоечники, и отличники с горящими глазами, и знающие свое дело преподы, и безответственные хапуги. Я сейчас о сути и содержании.

Потом Россия подписала болонское соглашение, дающее нашей стране право выдавать универсальные дипломы о высшем образовании. Условно говоря, где-то там в этом соглашении написано, что для того, чтобы иметь признанную работодателями всего мира специальность инженера, студент должен иметь 100 условных баллов по физике, 90 условных баллов по сопромату и 50 условных баллов теории машин и механизмов. И понеслась телега по кочкам. Все российское ВО начало придумывать свои системы перевода наших отл., хор. и неудов в эти условные баллы. Причем переводом этим занимался каждый вуз самостоятельно, руководствуясь каждый своими какими-то глубинными принципами и критериями. Естественно ни о какой универсальности говорить в таком случае не приходится ни разу.

Дальше – больше. Согласно новым стандартам минобра студент вместо «знаний, умений и навыков» по дисциплине в ходе обучения должен освоить определенную компетенцию. И, шобвызнали, «компетенции» эти сформулированы предельно абстрактно. Например, «способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции». Ага.

При этом система оценки освоения студентом этих «компетенций» невнятна и неясна никому.
Передбывший министр образования на голубом глазу опять настаивал на том, что каждый вуз самостоятельно разрабатывает свою систему оценки. Гы-гы, как грицца - те же грабли, только в профиль.

Последнее нововведение этого года меня вообще вогнало в ступор и явно определило желание уволиться нахренващесовсем. По ходу, пилотный проект новых стандартов, щедро сброшенных нам вышестоящими инстанциями, после признания его удачным, ликвидирует высшее образование в нашей стране вообще. Если не найдется кто-то, включивший логику и разум. В чем я сильно сомневаюсь.

Об чем это я. Из всего, что мы сейчас имеем и под что сейчас переделываем в стопицотый раз все рабочие программы и планы (ага, привет студентам, учащимся теперь до августа включительно), ясно, что дисциплины теперь ликвидируются вообще. То есть остаются тупо компетенции, которые студенты должны освоить вне связи с дисциплинами. Нет, связь кое-где прослеживается – например, на физкультуре или там на иностранном языке. Все остальное осваивается само по себе без привязки к конкретным знаниям по конкретной дисциплине. Все, приехали.

То есть я с трудом себе представляю, как при таком подходе будет выглядеть вкладыш в сам диплом. Способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции – 50%, способность вести себя в соответствии с требованиями ролевой позиции в командной работе – 60%, способность проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества – 100%, в целом – молодец! Так что ли??? А как на такой вкладыш будет реагировать работодатель??? И ни слова, заметили, про дисциплины. И каждый вуз снова сам решает кто и как будет учить студента проявлять толерантность – философ, историк или ваще физкультурник. На мои возмущения мне было сказано – «прими, как данность, не вы@...вайся», «пиши, что требуют». А на кой писать, что требуют, если непонятно ни разу, что именно в итоге должно получиться?

Ну, и да, вопрос встречный – значит, и при приеме в вуз не нужны никакие ЕГЭ и прочие отметки по математике и физике, а нужна «способность вести себя в соответствии требованиями ролевой позиции». То есть, школа – ты следующая!

Как-то так. Так что кирдык нашему образованию , если кому это интересно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Давайте проанализируем то, что произошло вчера и правильно расставим акценты. Так что же было вчера, сначала на кроншдатском бульваре, а потом и на манежке? Русский бунт? Бессмысленный и беспощадный? До бунта, настоящего бунта, право дело, ещё ...
буквально только что прилюдно объявил, что я — гей.ура, ...
Продолжаю тему, которую лучше всего обрисовывает высказывание Элдриджа Кливера: "Либо вы часть решения, либо вы часть проблемы". Сегодня, похоже, каждый имеет представление о подсознательных защитных механизмах, описанных в свое время Зигмундом Фрейдом. Или хотя бы слышал этот терми ...
За что я люблю израильские свадьбы, так это за их простоту душевную...Когда идешь на "русскую" свадьбу (где жених и невеста русскоязычные) , перед тобой встает сложнейший из вопросов в истории человечества :что делать?  что надеть? Потому, что на ...
Иммунитет к любому инфекционному заболеванию есть следствие глубоко эшелонированной обороны, состоящей из множество элементов. В норме они действуют координировано, работая на единую цель – отбить «атаку агрессора». Если не вдаваться в детали, то в «иммунной обороне» есть несколько ...