Про пасху

Значение слова не понимали уже составители библии. Толкование смысла, какое даётся в Исх.12, путём всевозможных натяжек приводится в связь с никогда не происходившим исходом из Египта.
Весной, когда получался первый приплод скота, кочевникам важно было заручиться благоволением добрых богов и отпугнуть жертвенной кровью недобрых богов. В древнейших частях библии поэтому не фиксирована дата пасхи; она, видимо, праздновалась по сезону.
Только поздняя Первая книга Ездры, придерживающаяся правила давать точные цифры, установила дату пасхи в четырнадцатый день первого месяца [нисана] (1 Ездр. 6).
Празднование сводилось к убийству ягнёнка (пасхального агнца), обмазыванию его кровью обоих косяк[ов]... на перекладине дверей в домах, где будут есть его... в сию самую ночь, испеченн[ым] на огне; с пресным хлебом и с горькими травами ... или сваренн[ым] в воде. Всё мероприятие нужно было завершить к утру и проводить в препоясаных чреслах, в обуви на ногах и с посохом в руках (как полагалось скотоводам) (Исх. 12).
Праздник отражал бессилие кочевников и пастухов перед стихиями природы и поскольку при отсутствии календаря время пасхи определяли главы родов, то также освящал авторитет старейшин и родовладык.
Практиковались и человеческие жертвоприношения с возможностью выкупить жертву: И сказал Ягве Моисею…: посвяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие утробы среди сынов Израилевых, от человека до скота; Мои они
…сынов твоих выкупай (Исх. 13).
Впоследствии много воды утекло со времён расцвета родового строя (III-II тыс. до н.э.) евреев.
После подавления в 71 г. Титом Флавием Веспасианом иудейского восстания и уничтожения навсегда храма Ягве, еврейскому народу было предложено искать выход в мире ином, в olam habba [в грядущем веке, в грядущем мире].
Весь Израиль имеет удел в будущем - говорит Мишна в Санх. X. 1 (часть Талмуда, I века). Само собой, что этот удел в будущем мире имеет смысл при условии воскресения из мёртвых для новой будущей жизни.
Воскресение стало одним из основных догматов еврейской религии и вошло в символ веры, а заклание и поедание пасхального агнца потеряло свой первоначальный характер жертвы духу губителю. В христианстве агнец стал образом и символом спасителя-мессии. Эта вера – основной устой, на котором держится еврейская и вышедшая из её недр христианская религия. Она даёт идеальное утешение, которое веками усыпляет угнетённых, убаюкивая их сладкой надеждой на воскресение для новой жизни и тем заставляя мириться с жестокой земной действительностью.
_________________________________________________________
Представляю себе удивление евангелистов, когда в 139 г. сын богатого судовладельца понтийской Синопы, Маркион привёз в Рим «Послания апостола Павла» и в христианских кругах впервые услышали о бурной деятельности тринадцатого апостола в Риме, Коринфе, Эфесе, Фессалониках, Филиппах и даже в глухой провинциальной Галатии в течении 6-8 лет от воскресения Христова.
|
</> |