Про онлайн обучение - проблемы и решения

топ 100 блогов desp_immigrant30.11.2021 Про онлайн обучение - проблемы и решения

Обучение частично или полностью онлайн существует уже давно. Я лично этим вопросом начала профессионально интересоваться за пару лет до того как в Ухане чихнула первая летучая мышка (или сотрудник секретной лаборатории, это уж кому как).

Пандемия и всякие локдауны ( которые автокоррекция бесконечно пытается исправить на нокдауны) подняли популярность онлайн обучения на гребень волны. По прошествии почти двухсотое лет и по мере того, того как мы "учимся жить с коронавирусом" многим кажется, что этот интерес чуть поутих. Но на самом деле хоть и по сравнению с 2020 годом количество студентов на дистанционном обучении уменьшилось в 2021, эта тема сейчас намного более известна и востребована чем было до пандемии. Многие заведения которые до 2020 года даже и представить себе не могли дистанционное обучение для своего контингента студентов, сейчас предлагают онлайн-группы наравне с группами в классах - и эти онлайн группы вполне популярны. Многие взрослые люди оценили преимущества обучения онлайн, и не только из-за риска заражения вирусами. Люди записываются на такие курсы не из-за отсутствия альтернатив, а по желанию. В этом году в моих онлайн группах так же много народу как и в прошлом. Оказалось, что значительное количество взрослых отнюдь не стремятся "забыть дистанционку как страшный сон" и поскорее бежать в классы "чувствовать человеческое тепло рядом" а вполне ценят возможности облачного обучения.

Я надеюсь, что дистанционное обучение останется привычной и распространенной альтернативой обучению в режиме "фейсом об фейс". И не потому что то один штамм то другой вылезает каждые полгода! Даже если ковид станет когда-нибудь, как нам еще два года назад обещали, "не страшнее гриппа", у обучения онлайн останется множество других полезных качеств, например, пониженный carbon footprint, больше автономности у студентов и так далее.

Я в двух постах расскажу несколько пунктов о преимуществах и недостатках онлайн курсов. Эти посты в большей мере точка зрения преподавателя, хотя у меня имеется и некоторый опыт учебы онлайн и в качестве студента. Маленькая просьба: пожалуйста, не начинайте мне доказывать, что такие предметы как плавание, починка сантехники, танцы на льду и еще несколько десяток других, плохо переносятся онлайн. Я это все прекрасно понимаю и верю вам на 100%, честное слово. Я пишу о предметах намного более академических, которые, на мой взгляд, переносятся онлайн очень даже неплохо. Моя специализация это иностранный язык, так что я буду писать об этом, но я думаю, что многие пункты можно успешно перенести и на другие академические предметы, и не только гуманитарные.

Сегодня поговорим о недостатках.



Итак, что у нас плохого?

1. Проблема отсутствующей связи. Этот недостаток самый тяжеловесный, потому что он не зависит ни от преподавателя, ни от организации предлагающей курсы, и как правило находится и вне зоны контроля студента тоже. Слабый и нестабильный интернет у некоторых студентов у нас в Британии это иногда зависит от района проживания - и в этом случае это вообще труба. Иногда от провайдера зависит, но менять провайдера многие считают хлопотным делом. Если это не случайная, а постоянная проблема, то тут у меня для нее никакого решения, кроме как "на данный момент эти курсы не для вас, извините". Я реалист и волшебной палочки у меня нет.

2. Проблема отсутствующей техники. Этот недостаток тоже очень тяжеловесный, потому что когда технологии в распоряжении студентов не соответствуют задачам и требованиям курса, то страдают все. Представьте себе что вы записались на курсы по французской выпечке, но в вашем распоряжении только микроволновка. Это будет издевательство и над собой, и над преподавателем и над выпечкой. Точно такое же издевательство - записываться на экзаменационный курс имея только смартфон. Если курс иностранного языка включает в себя не только "поболтать", а еще и чтение текстов, и различные упражнения, и письменные проверочные работы которые намного сложнее чем "ткни в правильный вариант", и необходимость читать комментарии от преподавателя и еще много другой деятельности, то пытаться делать все это с телефона ( да еще и не с самого нового) очень быстро приводит к полной фрустрации со всех сторон. Вообще-то когда студенты записываются на серьезные экзаменационные курсы, им все объясняют про необходимость иметь ноутбук или компьютер, а не только смартфон. Но некоторые, видимо, считают, что у них как-нибудь и так получится. Очень быстро становится ясно, что не получается. И тут в общем-то два пути - либо человек находит способ получать доступ к компу или ноутбуку во время занятий, по крайней мере на большинстве уроков и для выполнения домашних заданий. Либо он/она понимает что этот курс ему не подходит и быстро уходит. У меня и здесь нет волшебной палочки.

3. Проблема морально устаревшей техники. Этот пункт похож на предыдущий, но все-таки не совсем. Когда девайсы вроде бы есть, но они плохо работают, потому что устарели, например, а обновлять невозможно. В итоге какие-то функции в них не работают, сайты в них выглядят не так, что-то не открывается, и так далее. Тут уже кое-что в чем может помочь и преподаватель, либо же, если в организации есть персонал специально для технической поддержки (ахахаха). В принципе, если сам преподаватель уже очень хорошо знает платформу, то не так уж и трудно разобраться со студентом, например с помощью принтскринов, что именно он видит на своем экране, что именно происходит, когда он открывает этот сайт или пытается на нажать на эту ссылку. А дальше уже по ситуации. В каких-то случаях всего-лишь некоторые коррективы, типа принимать работы у этого студента в альтернативном формате, могут быть вполне приемлемы. Это может быть немного более муторно преподавателю, но если в остальном это не влияет на обучение именно предмету, то это хороший вариант. Совсем другое дело, когда у студента такая плохая техника, что даже делать какие-то ключевые функции невозможно, ну например, микрофон у него вообще не работает. Тут уж извините, никакие коррективы, вроде писать ответы в чате, не являются здесь сколько-либо адекватной заменой.( если у нас курс иностранного языка, с другими предметами могут быть сиво погремушки) Студент или чинит микрофон, или ищет доступ к другой технике, или уходит с курса.


4. Проблема плохих технических навыков студентов. То есть когда с техникой у него в принципе все в порядке, но человек просто не знает что делать, не понимает что такое "браузер", а что "приложение" и так далее. Тут надо сказать, что в этом году, когда онлайн курсы - это только один из вариантов курсов, то на них уже не записываются люди которые категорически боятся техники и совершенно беспомощны. Выдыхаю. Но, записываются, бывает, те, кто знает что сейчас они в электронике очень слабы, но надеются что как-нибудь в процессе да научатся. И так, в принципе, и происходит. Конечно, в начале курса , после каждой такой сессии ( "у меня не открывается", "а я не вижу ссылку", "а я вообще вижу совсем не то, что вы показываете", "что такое браузер?", "ой, я на что-то нажала, и оно все исчезло!") мне лично хочется молча полежать пару часов в темной комнате с холодной тряпочкой на лбу. Если есть время после занятия, я могу попросить конкретных студентов остаться и объяснить этническую сторону еще раз все, но у меня не всегда есть эта возможность. Кроме того, если открыть ссылку и прочитать какой-то текст студентам надо все-таки на уроке, то после урока будет уже поздно. Мне очень жаль тех студентов (большинство), у которых все открылось и никуда не улетело, но которые все равно выслушивают мои инструкции по десятому кругу. К счастью, через некоторое время все это входит в свою колею, где-то объясняю я, где-то студенту помогают более технически грамотные родственники, и все постепенно налаживается. Помогают также созданные за несколько курсов мануалы и обучающие видео: как открыть то, как сделать это. Если сами студенты их не посмотрят ( удивительно но факт, как много студентов их игнорируют, даже если их умолять посмотреть мануал прежде чем задавать вопросы) то хотя бы их родственники ими воспользуются и потом объяснят. То есть поначалу мы действительно тратим довольно много времени на уроках на технические моменты - в то время как группы не онлайн вовсю уже занимаются непосредственно с материалом. Но потом это вложение времени, усилий и нервов в технические навыки окупается. Студенты на онлайн курсах в целом становятся намного более независимыми и находчивыми, чем те, кто предпочитают учиться в центрах из-за боязни технологий. А автономный студент - это студент который может все!

5. Проблема пассивного отношения. Эта проблема возникает только у некоторых, но это точно хорошо оформившееся меньшинство которая никуда не денется. Конечно же и на курсах в реале всегда были и будут пассивные студенты которые надеются как-то так автоматические впитать знания почти ничего не делая и мало в чем участвуя. Но в реальном классе их легче сразу определить и заставить что-то делать ( да, заставить, вынудить и принудить, это не случайный подбор слов) и обычно когда человек видит что вокруг него все что-то пишут, читают, обсуждают и так далее, то на него это peer pressure обычно действует и он тоже что-то пытается. В классе онлайновом это сделать сложнее, потому что не так хорошо видно, кто что из студентов делает, и человек может банально притвориться что у него сегодня микрофон не работает, камера не работает или что он сейчас в таком месте где лучше включать камеру ( типа маленькие дети вокруг на горшках сидят), или в чате ему сегодня сложно печатать и так далее. И может ведь оказаться что это действительно так, что все это не работает в тот день. А может и совсем наоборот. Слету это никак не определишь, эта категория студентов проясняется постепенно. Такие люди кажется воспринимают онлайн классы как обучающий канал на Youtube - где можно просто сидеть и слушать шоу, ну разве что изредка написать комментарий, и на этом все. И вдруг - шок! хоррор! - их во-первых дергают вопросами, во вторых какие-то прямо бесконечные домашние задания, а потом еще какие-то тесты проверяющие как усвоен предыдущий материал, а если всего этого не делать, то оно еще и накапливаются, ну вообще полный п -ц, верните деньги! (часто неплоченные).
Тут в общем-то нет единственно верного решения, потому что люди все разные(тм). Я категорически против жестоких мер вроде "а ну быстро всем включить камеру и не выключать до конца занятия!" Да с моей взрослой спецификой такое и не прокатит, потому что про детей сидящих вокруг родителей-студентов на горшках это только частично шутка. И честно скажу я сама в качестве студентки во время одного из онлайн курсов частенько отключала свою камеру и сидела хомячила бутерброды или чипсы или вообще на диванчик ложилась полежать или же делала простую физзарядку, и эти опции меня просто спасали. Но там специфика курса была больше лекционного формата + вопросы от самых непонятливых (по большей части дико унылые), и если бы мне сквозь все это пришлось сидеть с серьезным лицом на камеру, я бы десять раз умерла. А так я все закончила, выучила все что надо было выучить и попробовала много разных новых вкусов чипсов получила сертификат - сплошной профит.

Курсы которые я сама веду конечно же более интерактивные и совсем не унылые ( гыгыгы), поэтому я спокойно отношусь к отключенным иногда камерам если знаю что обычно человек нормально участвует и все выполняет. Другое дело, что некоторые студенты и особенно студентки действительно переоценили свои силы и возможности записываясь на такой серьезный курс. Если бы не было онлайновой опции, они бы ни на какой курс вообще не записались, потому что ездить на занятия регулярно слишком трудно - например из-за здоровья или из-за того что куча детей мал мала меньше. А тут была опция онлайн, и они решают, ну а почему бы и нет. Но содержание-то курса от этого не легче, и концентрироваться все равно приходиться, и задания выполнять, и самостоятельно все уроков заниматься... К некоторым как раз вполне даже приходит понимание серьезности происходящего и они как-то справляются. Я видела немало студенток с маленькими детьми дома, но которые как-то нашли в себе способности сконцентрироваться и закончить курс. У других же этого понимания серьезности происходящего и необходимости собственного участия не было изначально, и оно так и не пришло. Кардинального решения я здесь для взрослых людей особо не вижу и у меня отношения к этому стало абсолютно философским - ну то есть можно конечно регулярно устраивать душеспасительные беседы с такими студентами на тему: "Ну и что же вам, мои дорогие, помешало выполнять домашние задания последние пять, десять, двадцать недель ..." Но зачем? Со своей стороны я обязательно вывешиваю все домашние задания, все материалы, все инструменты для повторения пройденного, и регулярные напоминания что еще не сдано, чтобы не было никаких отговорок "я не знала что делать и не знала где найти". Когда преподаватель свою сторону договора выполнил, очередь за студентом.

6. Проблема очень медленно формирующегося коллектива. Когда группа чувствует себя коллективом, дело идет веселее, все друг друг помогают и друг друга терпят ( последнее не менее важно чем первое). В обычном классе для взрослых коллектив формируется быстро - люди друг друга постоянно видят и слышат, партнеры по заданиям постоянно меняются, то есть масса возможностей быстро познакомиться со всеми, кроме того можно и вне урока продолжать общаться, ну хотя бы перед занятием или на перемене.
В достаточно продолжительном онлайн курсе тоже формируется коллектив, но это происходит намного медленнее. Запомнить человека по видео на камере сложнее, тем более сложнее, если видео периодически пропадает.Голос человека тоже сложнее запомнить. Люди на онлайн занятиях тоже работают друг с другом в группах, но значительное количество времени съедается техническими вопросами - кто в какой группе, кто по какой ссылке должен кликнуть, "а у меня не открывается" и вот это вот все - даже при самой лучшей организации со стороны преподавателя из-за проблем со стороны некоторых студентов потеря времени неизбежна и это опять же снижает количество времени которые люди узнают друг о друге.
Поэтому студенты на онлайновых курсах даже после 3-4 недель знают друг о друге гораздо меньше чем на таких же курсах в обычном режиме. И даже я сама как преподаватель поняла в прошлом году что эта проблема касается и меня. Хотя у меня конечно гораздо больше возможностей запомнить всех и их особенности, но вот я смотрю на имя человека, читаю свои комментарии на его дз, смотрю результаты тестов, вспоминаю по заметкам что он или она говорили на уроке, а цельного образа не складывается и все тут!

Решение этой проблемы в том чтобы каждого человека как-то кардинально выделить из группы. Хорошая стратегия это небольшие презентации - дать возможность каждому студенту как можно раньше и продолжительно высказаться на какую-ту интересную тему, разумеется с включенной камерой. Только не надо думать что когда на первом занятии студенты все представляются и немного о себе рассказывают, то это ключ ко всему. Отнюдь. Во-первых вначале многие стесняются, во-вторых на первом уроке слишком много новой информации обо всем на свете, а в третьих, уж извините, в первый раз многие люди так скучно рассказывают о себе, что кажется что их можно различить только по количеству детей - у этой двое, а у той трое. Поэтому надо именно на последующих нескольких уроках давать людям по очереди произносить целую речь о чем-то, что их интересует и что отличает их друг от друга - это как раз поможет всем друг друга запомнить. Причем это именно должна быть подробная, подготовленная презентация, а не просто два слова. Я до сих пор помню какая из моих студенток выращивает розы, какая вышиванием занимается, а какая знает все про нехватку витамина D в организме, и это с прошлого еще года.

7. Проблема "суперновых" и "черных дыр". Это проблема не сугубо онлайновая, а такой которую онлайн усугубляет. "Суперновы" - это самые-пресамые активные студенты у которых есть ответ на любой вопрос (даже если вопрос задавался кому-либо еще), и еще куча умных вопросов к преподавателю и любому выступающему по любому поводу. Это не обязательно самые блестящие во всех отношениях студенты (хотя и такое нередко) , но как правило это студенты как минимум хорошие, старательные, дружелюбные ко всем и социально активные. Такие студенты попадаются фактически в каждой группе.
"Черные дыры" попадаются к счастью далеко не в каждой группе, но уж если попадутся, то ой. Это никоим образом не просто слабые студенты, нет. Это студенты которые агрессивно беспомощны и которые требуют прояснений и переобъяснений абсолютно всего - от того, что означает слово ( которые мы только что обсудили всем классом и теперь составляем примеры) до того, что делать дальше по инструкции которая перед ними. ( Инструкция: ответьте на список вопросов внизу. Студентка: я ответила на первый вопрос из списка вопросов, что мне делать дальше?) Их априорная позиция что если они чего-то не понимают, то это проблема исключительно преподавателя и решена должна быть исключительно преподавателем и причем сейчас же. И даже если они чего-то не знают, что они к определенному уровню давно должны были знать, то это опять же проблема преподавателя и пусть преподаватель им ее решит тоже вот прямо сейчас. ( Один из моих любимейших вопросов от студентки в группе Upper Intermediate был: "What is a noun?". Женщина училась годами у разных преподавателей и ну представьте себе, никто из моих коллег ей за эти годы ни разу толково не объяснил что такое существительное! Ну вот честное слово, ни один человек ни разу на уроках про существительные не объяснил. Всех вон из профессии! Я тоже, кстати, не объяснила. Уже иду на выход.) В онлайн курсах у таких студентов добавляются дополнительные поводы объявить о своей беспомощности. Например утверждать из урока в урок, что не знает что это за приложение ( которым мы пользуемся постоянно), как пользоваться чатом и где было написано домашнее задание.

Тут кажется, что если проблема "черных дыр" понятна, то в чем же проблема "суперновых"? Но их объединяет то, что и те и другие в силу эгоцентричности оттягивают на себя очень много внимания - и преподавательского внимания, и всей группы, и вообще поглощают массу усилий со стороны преподавателя. В случае вторых это конечно заметнее: у усилий преподавателя нижайший КПД, и у всех участников после этого действа остается такое тяжелое-тяжелое ощущение бессмысленности всего происходящего и тщете всего сущего. В случае же первых, по началу кажется что все прекрасно - эти студенты активно участвуют, на них всегда можно положиться сказать хоть что-нибудь даже если все остальные молчат, они всегда задают преподавателю вопросы демонстрирующие, что их все очень интересует, они всегда с энтузиазмом принимают объяснения. Проблема может быть в том, что все это может превратиться в диалог одного такого студента с преподавателем на интересующую только этого студента тему. Если студент из самых умных и спрашивает сложное, то остальным эти грамматические или лексические детали могут быть слишком тяжелы и им это пока не надо, если же студент не из самых блестящих, то остальным тоже многое из этого диалога может быть нерелевантно. Например, потому что они это это уже знают, или потому что это слишком далеко ушло от темы урока, а оно хотят сконцентрироваться на теме урока.

Случай "суперновых" это конечно совсем не такой ужас-ужас как случай 'черных дыр" и любой опытный преподаватель умеет эти моменты обратить на пользу всем. Но есть такой момент, что в аудитории онлайн это все становится труднее - студенты "суперновы" обычно быстрее всех учатся пользоваться микрофоном и прочими фишками типа поднять руку, чтобы быть самыми-самыми первыми, и они очень разговорчивы, так что всегда готовы много-много-премного сказать обо всем, будь это адресовано всему классу, небольшой группе или даже одному партнеру. Если их просят высказаться не более 30 секунд, у них находится идей минут на пять (если их не остановить) В обычном классе такой человек тоже говорил бы дольше, но не настолько дольше. В онлайн, из-за того что лица аудитории не всегда видны, и даже если видны, то выражения лиц, глаза и микро-жесты все равно плохо считываются, такие люди, начиная говорить, просто не замечают, что собеседники уже устали слушать и хотят что-то сказать сами. Конечно, собеседникам тоже надо быть поактивнее и вежливо их прерывать, но онлайн это делать, опять же, сложнее: перебивать собеседника звучит более резко и нарушает поток беседы, и еще некоторые студенты беспокоятся из-за своих технических возможностей, вот подниму руку что-то сказать, а потом у меня микрофон не заработает, будет крайне неловко, пусть уже лучше говорит себе а я посижу в уголку тихонько и бутерброд схомячу.
Решение здесь конечно должно быть максимально дипломатичным, потому что - как ни странно!!!- некоторые взрослые люди очень обижаются на намеки на то, что они слишком много говорят. (Типа, "ну пусть остальные тоже тогда много говорят, кто им мешает? А если они боятся говорить, то зачем они на этом курсе?" И это в общем-то логично.) Но обычно объяснения про то, что в онлайн все намного сложнее, потому что см выше - выражения лиц, микрожесты и так далее - здесь помогают и люди становятся менее эгоцентричны и более внимательны к партнерам по группе. А те как раз собирались расслабиться и схомячить пакет чипсов, а тут облом!

Следующий раз расскажу про все положительные моменты онлайн курсов, вы удивитесь, но их немало.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Очередные хорошие результаты по электричкам. В апреле доля продаж составила: Доля продаж электромобилей: 54,9%   Доля продаж электромобилей среди частников: 73,7%   Доля электромобилей купленных фирмами: 38,2%   Доля перезаряжаемых гибридов: 25,2% Самый ...
Первая часть: https://lot1959.livejournal.com/283378.html Загадочный Франтишек Чабелка Жил не тужил в Чехии слесарь Франтишек Чабелка, но началась Первая мировая война, призвали в Австро-Венгерскую армию. Служил в 36-ом, потом в 44-ом стрелковом полку. 6 октября 1917 ...
...
Был у меня друг детства, Миша. Кликуха - Михун. Он закончил самолётостроение, потом астрофизическое, увлекался физикой, математикой. Работал преподавателем в универе. Чистый ботаник, но стройный, спортивный, похож на Аллена Делона. Красивый парень, высокий и с хорошим вкусом, одеждой. ...