рейтинг блогов

Пятьсот лет, пролетевшие, как один день (HIST15)

топ 100 блогов crustgroup02.02.2014 Что мы хотим сделать в рамках исторического проекта? Написать новый учебник истории для средней школы?
Нет, это можно сделать с гораздо меньшими затратами сил и времени.
Учебник истории пишется с учётом одной извечной максимы: «Права или нет моя страна — это моя страна».

При этом, согласно давней максиме, у победы всегда оказывается много отцов, а вот поражение почему-то — всегда сирота.
Легко писать об Отечественной Войне 1812 года. И Наполеона победили, и в Париж с триумфом зашли.

А вот как быть с Первой Мировой и с революциями 1917 года?


Пусть Российская Империя проиграла в Первую Мировую войну — без разницы. Найдём сюжеты беспримерного героизма русских солдат и офицеров и включим их в наш рассказ. Расскажем о Брусиловском прорыве, о крепости Осовец и об охоте за турецко-немецким линкором «Гебеном» по всему Чёрному морю.

А проигрыш войны спишем на просчёты высшего руководства, тотальную коррупцию царского правительства и общую отсталость Российской Империи в сравнении с её противниками в Первой Мировой оставим там, за рубежом октября 1917 года. А потом уже большевики вытащили страну из горнила Первой Мировой.

Правда, часть страны и кучу народа при этом потеряли. Да ещё и попали в полную внешнеполитическую изоляцию на десяток лет.

Обратная позиция, в принципе, наблюдается у современных «монархистов». Только у них разрыв шаблона настаёт в момент победы советской власти в октябре 1917 —  и продолжается вплоть до августа 1991 года.
В такой ситуации разрыва истории им надо что-то писать про советский народ, который что-томного чего делал за целые 70 лет существования СССР.
Поэтому у них получается иной миф: большевики-коммунисты все 70 лет сидели на штыках,
а власть им получилось взять в октябре 1917 исключительно за счёт немецких денег.
А так народ был за царя, за православие и за Россию-матушку.

Не хотели русские революции 1917 года, это всё плохие большевики устроили.
И проливы бы были наши, и Константинополь, и Восточная Пруссия, и «Гебен» бы проклятый нам по репарациям передали.
Немного вот не дожали мы немцев-австрийцев-турок.


Гебен
Но, в итоге мы «Гебен» так и не догнали.
Потому что Россия всё-таки сильно отставала от своих соперников.

Гребной винт «Гебена» в Морском музее Стамбула.

При этом основное событие, которое и поставило точку в истории Российской Империи и послужило началом СССР,  и «монархистская» и «коммунистическая» история вежливо обходят стороной.
Ибо именно там, в литерном вагоне царского поезда и появляется «третья Россия», которая и подписывает отречение дома Романовых от власти.

И в реальной истории появляются тексты телеграмм командующих фронтами Первой Мировой, в которых герои-генералы (включая и уже упомянутого Брусилова!) по сути дела склоняют Николая II к отречению.
И только генерал от кавалерии Сахаров, командующий в то время далёким и второстепенным румынским фронтом, пишет историческую правду:

«Я уверен, что не русский народ, никогда не касавшийся Царя своего, задумал это злодейство, а разбойничья кучка людей, именуемая Государственной Думой, предательски воспользовалась удобной минутой для проведения своих преступных Целей. Я уверен, что армии фронта непоколебимо встали бы за своего державного вождя, если бы не были призваны к защите родины от врага внешнего и если бы не были в руках тех же государственных преступников, захвативших в свои руки источники жизни армии.».

Но даже он вынужден признать успех мятежа — и предлагает Николаю II всё то же отречение от власти.

Вот с этим и стоит работать настоящим историкам, которые пишут не учебник истории для школы, не героический эпос или фэнтези-роман, а историческое исследование.
В котором можно показать февраль таким, как он есть.
Жутким и инфернальным моментом конца устоявшегося и вечного мироустройства, который потом и порождает на обломках старого мира что-то новое.
Иногда через восемь месяцев — а иногда и через пятьсот лет.



Подобная «склейка» есть у нас и в мировой истории.
Если из истории Российской Империи / СССР в восприятии людей часто смазывается период февраля-октября 1917 года, то из мировой истории у нас уверенно
выпадает целые 500 лет: от момента краха Западной Римской империи и вплоть до 1000-го года, когда заря нового, уже средневекового мира рассветает над уставшем от войн, болезней, грабителей и голода континентом.

Выпадение из истории «тёмных веков» средневекового мира неслучайно: всё, что мы знаем о том времени мы, в большинстве случаев черпаем из весьма специфических источников.
Большинство этих источников имеют в той или иной степени отношение к христианской религии: ибо именно иконы, решения Вселенских соборов, жития святых и различные «Церковные истории» и составляют основу тех исторических документов, которые дошли до нас в более-менее сохранном виде.
На остальное-то и смотреть без жалости трудно.

Поэтому
— я в этой статье постараюсь опираться исключительно на них. Как это и положено делать в хорошем историческом исследовании.
Начнём, пожалуй, с одной русской православной иконы. Которая называется
«Троица Ветхозаветная»:

Троица_Ветхозаветная_Соловки_XVII
«Троица Ветхозаветная». Соловки. Соловецкий монастырь. Свято-Троицкий собор. Конец XVII века.

Это — вариант Ветхозаветной Троицы, который дошёл до нас из монастыря в Соловках. Однако, похожий сюжет легко найти ещё на десятке широкоизвестных русских православных икон:

Пятьсот лет, пролетевшие, как один день (HIST15) 75730
«Троица Ветхозаветная». Углич. Старообрядческая мастерская. 55x52 см. Дерево, темпера. Первая половина XIX века.

Пятьсот лет, пролетевшие, как один день (HIST15) 73020
«Троица Ветхозаветная». Соловки. Соловецкий монастырь. Свято-Троицкий собор. Конец XVII века.

Пятьсот лет, пролетевшие, как один день (HIST15) 9622
«Троица Ветхозаветная». XVIII век.

Сегодня большинство читателей не знают различия между обычной, «классической» Троицей и показанной на вышеприведенных иконах «ветхозаветной». Более того, изобразительное решение ветхозаветной Троицы практически идеально повторяет решение Троицы Рублёва:

Пятьсот лет, пролетевшие, как один день (HIST15) Rublev

Вообще же, если быть методологически точным, то сюжет этой иконы называется не «Троица», а «Гостеприимство Авраама».
Никакого отношения к богу-отцу, богу-сыну и богу-святому духу этот сюжет изначально не имеет: в нём содержится отсылка к восемнадцатой главе библейской книги Бытия.
Более того, первый найденный в истории сюжет Троицы вообще показывает ангелов в виде обычных людей, пришедших к Аврааму:

Пятьсот лет, пролетевшие, как один день (HIST15) Hospitality-of-Abraham-Via-Latina
«Гостеприимство Авраама». Катакомбы Виа Латина, Рим, II-IV век нашей эры.

Этот сюжет повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного еврейского народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников, которые в следующей главе уже были названы ангелами. Во время трапезы в доме Авраама ему было дано пророчество о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома и Гоморры — городов, прогневавших бога многочисленными злодеяниями его жителей, а один из ангелов остался с Авраамом и долго беседовал с ним.

Трактовка данной ветхозаветной ангельской троицы, как триединства христианского бога возникла уже позднее, судя по дошедшим до нас церковным источникам — никак не раньше Х века нашей эры. Уже за пределами нашей «склейки истории».

Пойдём вглубь веков с сюжетом Троицы. И — обратим внимание на неприметную фигуру человека с быком, которую изображают посередине иконы.
На иконах XVII-XIX веков этот персонаж не обладает никакой божественной атрибутикой: это просто человек, который помогает Аврааму и Сарре в приёме их ангельских гостей.

В книге Бытия этот момент описан чётко и скупо:
«И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал ей: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.»

«Отрок» в тексте Библии не удостаивается никакого собственного имени (это не сын Авраама Исаак — тому ещё предстоит родиться) и, в общем-то не является для повествования кем-то особенным. Ну, убил телёнка, которого потом съели ангелы.
Кто он? Да так, у Абрама работал.

Однако на иконе, датируемой XVI веком, мы уже видим несколько иную картину:

Пятьсот лет, пролетевшие, как один день (HIST15) 1-6

Тут на манеже всё те же (три ангела, Авраам и Сарра), но отрок, закалывающий быка, уже снабжён божественным нимбом. То, что это не ошибка, показывает нам ещё одна фигура, которая изображает простого слугу, подносящего ко столу вино. Ему нимб не положен — и он изображён без него, как простой смертный.

Вот ещё одна икона, того же XV века, относящаяся к Псковской школе:

Пятьсот лет, пролетевшие, как один день (HIST15) 1-4

Тут тоже явно видно, что Авраам, Сарра и «отрок» — фигуры равнозначные, наделённые одинаковыми божественными атрибутами.

Двигаясь дальше вглубь по шкале времени, мы находим всё более неканоничные изображения ветхозаветной троицы.
Вот «Зырянская Троица», написанная, согласно преданию, самим Стефаном Великопермским, обращавшим в христианство коми-зырян и созданная в XIV веке:

Пятьсот лет, пролетевшие, как один день (HIST15) Trinity_Zuryanskaya

Тут, несмотря на присутствие Авраама и Сарры (что чётко указывает на ветхозаветный сюжет иконы), в изобразительной композиции иконы есть и фигура быка (хоть и без «отрока») и соершенно неканоническое наименование троицы ангелов: слева (от зрителя) представлен «Сын», в середине — «Отец», а справа — «Дух».
Об этом гласит надпись на коми-зырянском языке, выполненная внизу иконы.
Напомню, даже в позднейших иконах было не принято впрямую ассоциировать трёх ангелов с триединством бога: считалось, что это не более, чем аллегория, проявленная лично Аврааму по велению господа.

Ещё один примечательный момент данной иконы — над фигурами божественной троицы главенствует Мамврийский дуб из той самой рощи, в которой Авраам встретил ангелов.
Этот дуб — реально существующее дерево и оно являлся священным у всех трех авраамических религий: иудаизма, христианства и мусульманства.
Кстати, при желании вы найдёте этот дуб и на всех предыдущих иконах ветхозаветной Троицы.
И даже на знаменитой иконе Андрея Рублёва.

Вот его историческое фото в районе 1900 года, когда его мощный ствол, разделённый на три части, ещё был живым символом божественной троицы:

Пятьсот лет, пролетевшие, как один день (HIST15) Oak_of_Mamre_circa_1900_colored_photo

Сейчас Мамврийский дуб засох и погиб и выглядит гораздо печальнее:

Пятьсот лет, пролетевшие, как один день (HIST15) 800px-Oak_of_Mamre_1

Однако, сам Мамврийский дуб нам никак не поможет в нашем дальнейшем путешествии вглубь веков: он слишком стар. По современным оценкам ему около 5 000 лет и он был громадным деревом задолго до времени жизни Авраама и Сарры, даже если верить библейским историям.

Но образ дуба, который раз за разом появляется на иконах ветхозаветной Троицы — вполне сможет натолкнуть нас на дальнейшие поиски.
Всё дело в том, что русское слово «дуб», как и слово «медведь» — это не более, чем табуированное имя этого могучего дерева.

Праиндоевропейское название дуба — *perkṷu-, ведь дуб ещё и является священным деревом бога-громовержца.
В славянских языках это слово не сохранилось, поскольку ещё в древности было табуировано (что ещё раз подтверждает его сакральность).
Само же название дуба — *perkṷu- означает избиваемый, ударяемый, то есть подверженный ударам молнии.
Помимо дуба, имя Громовержца в индоевропейской перспективе сравнивают ещё и с названием возвышенности, начиная с хеттского слова perunas «скала», или же  древнеиндийского párvata, означавшего «гора».
Всё это позволяет реконструировать связь индоевропейского бога-громовержца с дубовой рощей на вершине горы, куда ударяет молнии.
Ну и назвать его настоящее, не табуированное имя — Перун.

Которое было в употреблении у хеттов, эдак за полторы тысячи лет до рождения Иисуса.

Ну и, конечно же, нам надо процитировать товарища Прокопия Кесарийского, который в своей «Войне с готами», относящейся ещё к более-менее задокументированному IV веку нашей эры говорит буквально следующее:

«Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды».

Кто же был богом скота в славянском пантеоне?
Им был Велес, противоположность Перуна в славянском Пантеоне. Именно он отвечал за скот, за урожай и часто ещё и представлялся в виде змея, которого побеждает бог-громовержец.
Святилище Перуна обычно стояло на горе (в Киеве — на холмах правого берега), а святилище Велеса — под горой, в древнем Киева — в районе современного Подола, в устье ныне пересохшой реки Почайна.

Велес потом, в христианской традиции сольётся со святым Власием-покровителем скота и с Николаем Чудотворцем, а Перун превратится в Илью-пророка.
Но проследить их путь вглубь веков, через Византию к Риму и дальше — к основателю христианства нам будет уже гораздо труднее.
Там ведь начинаются те самые «тёмные 500 лет», внутри которых и расположен «одна тысяча семнадцатый год» христианства.

Который может включать в себя всё, что угодно — ведь даже изображений Перуна и Велеса история до нас не донесла.
Кроме, конечно же, изображений отрока, убивающего быка и вековечного дуба, под которым сидят три ангела святой Троицы.

Даже Авраам и Сарра могут исчезать с православной иконы — но вот дуб там будет всегда.
Даже на фреске византийца Феофана Грека, написанной в 1378 году есть этот дуб:

Пятьсот лет, пролетевшие, как один день (HIST15) feofana-greka-v-cerkvi-spasa-na-iline-1378-g.

Был ли там, внизу, Велес в образе быка — никто не знает. Этот фрагмент фрески не дошёл до наших дней.

Поэтому, нам надо теперь идти снизу. С более древней стороны «тёмных веков Рима». С той, древней стороны, на которой славяне уже приносят жертвы быков своему богу.
И, надо сказать, они отнюдь не одиноки в таком ритуале.
Ведь кроме Мамврийского дуба в Средиземноморье есть в то время и бог, убивающий быков.

И тогда, как раз посередине, двигаясь из глубины веков, мы, как и на иконе, найдём троицу.

Ну — или же несколько не очень удобных для школьного учебника, но очень важных для реальной истории телеграмм каких-нибудь исторических деятелей.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Собираю портфель: Вот уже и само здание показалось Рабочее место Подчиненные (половина) Шеф Вид из окна Паркер ...
Доля 15-летних подростков, которые доживут до 60 лет, в путинской РФ ниже, чем в Казахстане, Монголии или Эфиопии, оценил Всемирный банк. Эксперты организации впервые рассчитали Индекс человеческого капитала (ИЧК) — показатель, помогающий «измерить человеческий капитал, который родившийся ...
Уважаемые читатели, это специальный пост для раздачи котов, кошек и котят в добрые руки. Уважаемые авторы, размещайте фотографии, описания и контакты в комментариях первого уровня, строго соблюдая пункт 2.16 правил сообщества . Уважаемые будущие ...
 Любой отличный фокус состоит из трёх частей, или актов. Первый называется «Обещание». Фокусник показывает вам нечто обыкновенное: колоду карт, птицу или человека. Он демонстрирует вам эту вещь. Может быть, даже просит, чтобы вы её тщательно осмотрели и убедились, что она настоящая, ...
"Чем дальше в лес, тем толще партизаны"! (ц) Каждый день с 10.00 до 14.00 мы заняты построением Корпорации. То есть, пока лишь только прописываем на бумаге все связи и все службы/подразделения, что должны быть. Рисуем картину "большими мазками". Пока ...