Про новый текст Климова
remetalk — 03.04.2011
Время от времени мой доброжелатель Климов эманирует энергичными
текстами о роли и месте фотожурналистики в современном мире,
навязчиво продвигая тезис о том, что документальная фотография (это
фотография, которая забесплатно, с точки зрения Климова) - лилея
незапятнанная, а фотожурналисты - говны собачьи, поскольку работают
на злых парней - руководителей СМИ. В очередном
произведении Климов излагает не новый тезис о том, что СМИ
пытаются манипулировать общественным мнением, поэтому не нужно им
слепо доверять, а попутно рассуждает, как умеет, о
гуманизме, морали, фотожурналистике вообще и о конкурсе WPPh в
частности. Ниже климовский текст с моими пометками. Текст
черный, пометки - красные.
В
действительности сегодня трудно утверждать, что люди используют
массмедиа для получения информации об окружающем нас мире.
Почему трудно? Все мои знакомые используют масс-медиа именно
с целью получения информации. Иногда, правда, еще окна моют
газетами.Новости, прежде всего, дестабилизируют зрителя и
внушают ему чувство беспокойства и тревоги. Что делать, -
такие новости. Новость о смерти Гурченко меня дестабилизировала, а
о катастрофе в Японии – встревожила и обеспокоила. Что плохого в
дестабилизации зрителя? Может, не худо время от времени
зрителя дестабилизировать? И что плохого в чувстве тревоги, если
есть о чем тревожиться? Чувство страха. WPP – это тоже
новости, точнее квинтэссенция кошмара и ужаса, случившегося в
течение минувшего года и с особым пристрастием обозначенное жюри с
оглядкой на мировое общественное мнение, сформированное самими же
журналистами. Страшных вещей нужно бояться. Зритель (автор
почему-то предпочитает слово "обыватель") должен бояться войны,
бояться Фукусимы и Чернобыля, бояться туберкулеза и СПИДа. Или не
должен? Основная функция современных массмедиа вовсе
не передача информации, а экспансия страха и
навязывание общественного мнения, опирающегося не на факты, а на
точку зрения. У разных СМИ, слава богу, нет единой
точки зрения. Нет единой точки зрения у
CNN, Мурзилки, Женминь Жибао,
Фигаро, Российской газеты, канала «Культура",
радиостанции «Эхо Москвы», у журнала "Time" и у газеты "Жизнь".
Обобщая СМИ до безликой массы, обладающей злой
волей, автор намеренно примитивизирует ситуацию, втискивая ее в
свою модель. У разных СМИ разная точка зрения.
Соответственно, зритель может выбирать те СМИ, чья точка
зрения на события представляется ему наиболее объективной. Кто-то
смотрит РТР, кто-то CNN, а кто-то читает Газету.ру. Разнообразие
точек зрения и есть залог информированности
зрителя. С другой стороны и фотожурналист, если он журналист,
а не call-girl, выбирает себе то издание, которое максимально
соответствует его взглядам на мир. Тем самым
журналисты продают не только и не сколько информацию. Нет. В худшем
случае – они торгуют страхом, в лучшем – просто эмоциями. СМИ
торгуют структурированной определенным образом информацией и
анализом этой информации. Если это качественныее СМИ, то способ
подачи информации вызывает эмоциональный отклик. Иногда это страх,
иногда радость, иногда умиление или негодование. Что-то не
так? Если способ подачи информации не устраивает
зрителя, если выбор фактов кажется ему тенденциозным или
предвзятым, зритель или читатель выбирают другое СМИ. Такова
их основная функция, если говорить непредвзято – положа руку не на
сердце, а на голову.
Уже поэтому достаточно наивно критиковать WPP с аргументами
«пропаганды насилия», «одностороннего взгляда на мир».., но и не
менее наивно слышать ответы на критику со стороны журналистов, что
«мир стал более жестоким, чем в прошлом году», «в нем стало больше
фактов насилия»…. поэтому, естественно, это «отражается на
содержании и качестве фотографий WPP». Ерунда. Хотят того или нет
средства массвой информации, но насилие в мире в течение времени
идет по нисходящей, а не восходящей. Достаточно вспомнить
гладиаторов, рабов и «Куликовскую битву». Меньше ли стало
насилия или больше - вопрос спорный, - достаточно сравнить
статистику убийств в Москве нынешней и в Москве столетней давности.
Тем не менее, если предположить, что насилия стало меньше, то
произошло это благодаря, в том числе, и СМИ. 60 лет
назад США сбросили на Японии две атомные бомбы одним махом уложив
полмиллиона человек, а теперь в Афганистане они извиняются за
каждого по ошибке убитого крестьянина. Не потому, что военные стали
лучше, а потому, что о каждом факте неправедного насилия станет
известно благодаря СМИ. Другое дело, что роль массмедиа в
обществе в течение эволюции (?) значительно
увеличилась за счет современных коммуникаций, но мало чем
изменилась в качестве «запугивания населения». Медиа просто
продолжают «торговать страхом», но с одной стороны это стало делать
сложнее – недостаточно просто выйти на улицу и снять кадры, как
человек попал под машину, даже недостаточно показать картинку, что
происходит с человеком после атаки напалмом во время Вьетнамской
войны… Может, мало пугаем, если толстокожий обыватель
уже и напалмом сожженных трупов не боится? Но с другой
стороны у массмедиа появился такой инструмент как «онлайн» и
«праймтайм», где у обывателя создается впечатление реального
присутствия в актах насилия и создается иллюзия, что любое насилие,
происходящее в мире, направлено исключительно и только
непосредственно на того обывателя, который «онлайн» и в
«праймтайме» И это правильно. «Не спрашивай, по ком звонит
колокол». Когда зритель станет воспринимать акт насилия как личную
беду, как акт направленный непосредственно против него,
насилия, даст Бог, станет меньше. Иллюзия – еще
один продукт торговли средств массовой информации.
«Торговцы иллюзиями» чаще всего называют себя «гуманистами» в том
смысле, что они за гуманизм в фотожурналистике как за основную
функцию документальной фотографии, при этом парадоксально можно
наблюдать в процессе истории развития фотографии, что и человек, и
общество в целом лишено такого понятия как гуманизм. Гуманизм
не может быть функцией чего-либо, поскольку гуманизм – это
мировоззрение. Мировоззрение, в центре которого находится
идея человека, как высшей ценности. Видимо, Климов имеет
ввиду пропаганду гуманистических ценностей. Разве это не
достойная цель? И что это вдруг общество лишено такого понятия, как
гуманизм? В современном мире гуманизм стал не только
иллюзией фиктивного представления Христианства о человеке и
обществе (что такое "иллюзия фиктивного представления?"
Кто сказал, что представления христианства об обществе
фиктивны?) , процесс де-гуманизации и цинизм стал основным
инструментом манипуляции средств массовой информации.
"Процесс де-гуманизации стал основным инструментом
манипуляции средств массовой информациии" - кто-то
понимает, о чем это? Можно ли привести конкретный пример, когда
конкретное СМИ манипулирует с помощью процесса
де-гуманизации? Что такое процесс
де-гуманизации? «Теория гуманизма» СМИ, созданная самими же
массмедиа и до сих пор являющаяся краеугольной иллюзией всей
журналистики, была основана на публичной демонстрации жертв войны
во Вьетнаме, в частности, после атаки напалмом, в результате
которой пострадали мирные граждане Теория гуманизма не была
придумана СМИ, и не была основана на публичной демонстрации жертв.
Она была придумана в эпоху Возрождения. Хэмингуэй, Капа, Брессон,
Гиляровский, Куприн, Ю.Смит и другие замечательные журналисты
были гуманистами. Гуманистами являются все те, кто разделяет
гуманистические ценности. «Do you smell that?
Napalm, son. Nothing else in the world smells
like that. I love the smell of napalm in the morning. It smells
like-victory. | Ты чувствуешь это? Напалм, сынок.
Ничто в Мире так не пахнет как он. Люблю запах напалма поутру. Это
запах победы… » – эта фраза стала цитатой-иронией 20-го века – века
расцвета фотожурналистики – в фильме Коппола «Апокалипсис сегодня».
Это была первая и, скорее всего, последняя война, в которой участие
средств массовой информации, особенно фотографии и ТВ,
способствовало прекращению насилия и войны во Вьетнаме.
Интересно, сколько насилия было бы в Ираке, если бы не
контроль со стороны СМИ? Неужели меньше? Но после того, как
руководители стран, прежде чем объявить кому-то войну, стали
формировать общественное мнение с помощью масс-медиа, говорить о
том, что основой журналистики является гуманизм, стало просто
бессмысленно. К счастью, есть разные страны и не все медиа
подконтрольны руководителям стран. Фото о зверствах
американских военных в Афганистане опубликовали немецкий Шпигель и
американский Роллиг Стоунз.
Если наш пост-советский обыватель предполагает, что российские
масс-медиа традиционно занимаются только пропагандой режима
(если бы пост-советский обыватель поголовно был в этом
убежден, он не голосовал бы массово за Единую Россию.), то
западному буржуа уже давно кажется, что «торговцы страхом», подобно
«торговцам смерти», выполняют исключительно негативную роль в
обществе потребителей (ну, прям все на западе – буржуа, и
прям всем так кажется?). Совсем нет, с одной стороны
массмедиа учат обывателя бояться, с другой – как бы ненавязчиво
подчеркивают, что все происходящее случается только по телевизору
или на мониторах компьютеров, включенных в глобальную сеть
интернета, а не в реальной жизни обывателя – тем самым как бы дают
нам шанс и надежду. Не в этом ли проявляется «современный гуманизм»
массмедиа? Занятно. Абзацем выше было ровно наоборот: «у
обывателя создается впечатление реального присутствия в актах
насилия и создается иллюзия, что любое насилие, происходящее в
мире, направлено исключительно и только непосредственно на того
обывателя». Так какое же ощущение создается у обывателя – что все
понарошку или все серьезно и против него
лично?
У фотожурналистики как и у всех современных средств массовой
информации, которые просто по традиции так называются, есть
несколько основных принципов существования профессии:
- Управление вниманием обывателя с помощью фактов;
- Создание и тирания общественного мнения на основе манипуляции
фактами;
-
Морализация фактов согласно «теории фиктивного гуманизма»
В чем заключается теория фиктивного гуманизма? Что такое
морализация фактов? Видимо, автор имеет ввиду оценку
происходящего с точки зрения морали? Все три пункта –
удивительны. В основе существовании фотожурналистики, равно как и
любой другой журналистики, лежит не управление вниманием, создание
и тирания, морализация, а удовлетворение естественной
потребности человека в информации.
Обыватель
никогда не задумывается, что «морализация» – основной двигатель как
фотографии, так и других массмедиа. (что вдруг
морализация стала двигателем?) Поэтому он не всегда
понимает, почему средства массовой информации ориентированы на
конфликт, трагедию или войну. Еще больше зритель не
поймет, если в то время, как в мире случаются войны и происходят
трагедии, журналисты не будут на них ориентироваться. Это мы уже
проходили. Программа «Время» не была ориентирована на Афганскую
войну и трагедий у нас не происходило. Принцип
морализации в масс-медиа сводится к конкретизации ответственности
человека за происходящее (правильно сводится), к тому
простому «кто прав, кто виноват», к «преступникам и жертвам», к
«хорошему и плохому». Есть разные СМИ, для одних хорошие –
одни, для других – другие. Умный читатель в состоянии анализируя
разные точки зрения составить свое представление о
происходящем. Быть просто «наблюдателем конфликта» –
всего лишь очередной миф массмедиа из «теории гуманизма». Основные
герои СМИ – жертвы и их насильники и это вовсе не результат
гуманистического отношения к человеку, а всего лишь попытка
морализации и привлечение внимания в обществе Было бы
странно, если бы жертвы и насильники, униженные и оскорбленные,
преступление и наказание, война и мир не были бы главными героями.
Кто же должен быть главным героем? По крайней мере так
должно быть. Как должно быть? Но в последнее время мы
все больше и больше видим, например, только фотографии жертв при
полном отсутствии на этом фоне фотографий насильников. Странно, не
правда ли? Ничего странного. В отличие от жертв, редкие
насильники дают себя фотографировать,. Что тут странного? И именно
благодаря СМИ редко, но все-таки люди имеют возможность увидеть
насильников. Недавняя история с фотографиями из Афганистана, или
фотографии из Абу-Грейб тому пример. Не очень странно, если
принять во внимание, что большинство современных войн почти всегда
«справедливые», но при этом количество жертв не уменьшается, а
увеличивается на конкурсе WPP. Это тоже не совсем так.
Если посмотреть WPP
за 60-е годы, там тьма фотографий совершенно чудовищных
– мясо жертв автокатастрофы или запутавшийся в проводах мертвый
электрик. Зачем печатать ужасные фотографии жертв войны или голода
– я понимаю. А зачем мёртвого электрика – нет.
Действительный message массмедиа заключается не в передаче
информации в общество, а в передаче «стандарта морали», что таким
образом как бы призывает общество к смирению и решению конфликта.
Разве это плохо – решать конфликты? Вполне
достойный message. Но «двигатель» массмедиа
как раз работает за счет того, что именно конфликт, а не согласие
делает наше общество более сплоченным. Абзацем выше
двигателем СМИ была названа морализация. Соответственно, это
морализация работает за счет того, что конфликт, а не согласие
делает общество сплоченным?? Или у СМИ есть несколько двигателей?
Если в обществе есть конфликт, оно не может быть сплоченным.
С другой стороны условием сплоченности является согласие в
обществе. Таким образом «вызвать конфликт просто –
достаточно начать морализировать», чем успешно и занимаются
массмедиа, в то время как обыватель, вместо того чтобы задуматься,
начинает хвалить или осуждать. Давайте не будем
морализировать. Не будем говорить, что убивать бельков –
плохо, сажать людей в тюрьму без вины – плохо, воровать
плохо. Автор полагает, что как только СМИ об этом замолчат,
конфликты прекратятся сами собой? Чтобы убедиться в этом,
уже достаточно посмотреть любой популярный ЖЖ, где в комментариях
культивируется либо крайняя степень восхищения, либо агрессивное
несогласие при полном отсутствии идей, мыслей или просто разумных
реплик. Между крайним восхищением и агрессивным несогласием
существуют множество других оттенков чувств. Количество этих
оттенков напрямую связано как с IQ, так и с эмоциональной зрелостью.
Увы, людей с высокими показателями по обоим критериям не много.
Причем здесь СМИ?
В заключение просто хочу сказать, что WPP – это не отражения мира с его трагедиями, конфликтами, войнами и человеконенавистничеством, это всего лишь отражение современных массмедиа. С одной стороны – страх и ужас, которые вызывают тревожное состояние за себя лично и за всю планету в целом (и это хорошо!), с другой стороны -фиктивная мораль с таким же гуманизмом, которые успокаивают обывателя и дают ему право на надежду и справедливость в самом «несправедливом мире». Все правильно, только почему «фиктивная»? Что такое не фиктивная мораль? Это плохо - давать зрителю право на надежду?
Если мы, в
конце концов, будем воспринимать массмедиа не как «панацею правды»
и «объективной реальности» и не как основной источник информации о
реальном мире, а всего лишь как одну из форм медиа, с ее
медиа-героями и медиа-жертвами, с журналистами и
фотожурналистами с задачами медиумов и фотомедиумов, то жизнь
может действительно показаться разнообразной, иногда прекрасной и
всегда удивительной. Уверен, она таковой и является."
Смешно. В конце, попугав, Климов милостиво дарит
надежду в полном соответствии с тем, как ведут себя СМИ сего точки
зрения.
И немножко от себя: к умирающему Суворову приехал граф
Хвостов, бывший бездарным поэтом. Суворов сказал ему, прощаясь:
«Митя, ведь ты хороший человек, не пиши стихов. А уж коли не можешь
не писать, то, ради Бога, не печатай».
|
</> |