Про Николая Коляду
blackpr — 14.01.2012 Лично я думал, что тема закрыта, но события продолжают развиваться.Поэтому опять-таки лично от себя изложу несколько мыслей.
Я учился в советское время, когда по отношению к литературе (да и не только к литературе, а к искусству вообще) правил принцип партийности. Его квинтэссенция есть фраза из работы Ленина "Партийная организация и партийная литература": "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя".
Меня учили, основой творчества Пушкина и Лермонтова были их свободолюбие и сопротивление царизму, что выливалось в стихотворения про глубину руд и мундиры голубые. Нас учили разделять любовь автора к Родине, к народу, и любовь к режиму и вероноподданичество. Один словом, лично для меня то, какую позицию автор занимает в общественной жизни, какая его личная позиция по отношению к обществу и процессам, происходящим в нем и его творчество — неразделимы.
"Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя" — это абсолютно справедливый принцип, ведь люди, признав автора свои моральным авторитетом, через его произведения, смотрят и на то, что этот человек делает в жизни, как это соответствует его личным взглядам, одним словом — насколько то, что он проповедует в своих произведениях, коррелирует с реальными поступками. То есть, что есть общего и различного с теми словами, что говорит устами героев автор, теми поступками, которые автор заставляет совершать лирических героев своих произведений в схожих ситуациях.
Лично для меня больше не существует Андрея Макаревича, который пел в 80-х абсолютно по тем временам революционную песню про новый поворот и потом про изменчивый мир, а сейчас неуклюже и преданно смотрит в рот власти. Я не могу смотреть любимый мною ранее фильм «Я шагаю по Москве», поскольку вижу, в кого реально превратился Михалков, и насколько фальшив стал фильм сейчас.
Нельзя творить себе кумира, но "все мы люди, все мы человеки". Все равно мы читаем книги, смотрим фильмы, и наше мировоззрение есть частично продукт их. Поэтому, я не считаю чем-то зазорным или недостойным выражать свои разочарования в чьем-то творчестве, в изменение отношения к человеку и к его идеям, если он сам вдруг оказался человеком не с теми убеждениями, которые проводил в своих произведениях. Это жизнь. В конце концов автор сам создает свою аудиторию, он ее учит и воспитывает, и он сам становится зависимым от нее, даже банально в плане продаж книг, билетов и так далее. Может кто-то и последует за автором, пройдет, так сказать, его символический путь перерождения и его глаза откроются также.
И вопрос тут такой: а вправе ли поклонники автора, узнав о том, что он изменил что-то в своем мировоззрении, вне произведений, спрашивать с автора, а как же так, дорогой друг? Писал одно, говорил одно, а делаешь другое? Мне кажется, вправе. И автор вправе им или объяснить, или не объяснить, может их послать. И они могут тоже его послать. Если друг оказался вдруг, это обидно и неприятно. Это как развод: можно разойтись спокойно и дружелюбно, а можно делать из этого скандал и шоу, а можно и до пакостей дойти.
Возьмите Ларса фон Триера — то ли пошутил, то ли не пошутил про любовь к Гитлеру, но объясняться пришлось перед поклонниками, критиками и обществом, что он имел ввиду под "е" и под "ё". Или вон Гальяно, который после высказывания антисемитского упал с Олимпа. Вправе ли были журналисты и зрители спрашивать у Триера, а вот насчет Гитлера, это как? Или у Гальяно — мы твою одежду носим, что у тебя тут?
Теперь к Николаю Владимировичу. Он имеет абсолютное право на убеждения, на смену убеждений. Он имеет право на политическую активность. Он такой же гражданин России, избиратель.
Но если его действия в общественной жизни для какой-то части его публики приходят в диссонанс с тем, что они раньше видели в его творчестве и в нем — у части публики есть право изменить свое отношение к нему. Я лично тоже видел его критическое отношение к власти, читал его постоянно, чувствовал эту независимость и внутреннюю свободу. Мое отношение к нему — изменилось. Для меня это уже не тот Коляда, который писал "Персидскую сирень". Но это — МОИ личные проблемы, не Коляды, и не других его поклонников.
Теперь о формах.
Любой человек, вступивший в политическую борьбу (а входить штаб кандидата — это и есть борьба), публично взявший на себя обязательство агитировать и пропагандировать, принимает и риски — ответные действия политических противников. Правила задает государство и власть. Почему, скажите, в городе можно распространять "черную" газету с подделкой про Навального (который, кстати, даже не является участником данного избирательного процесса) и нельзя развешивать афишки против кого-то из штаба? И то и то непорядочно и неправильно, но это делают. И это может быть деятельность самого штаба, почему нет? Николай Владимирович принял на себя риски, добровольно и осознанно разделив их с властью. Нам неведомы истинные причины.
Но принцип партийности мы видим. Искусство стало частью борьбы политической. Поэтому, надо принимать и тех, кто против тебя борется так, как это заведено в текущих условиях. Гений и талант — это не индульгенция, это обязанность.
Привожу более полную цитату из Ленина.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания.
И мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие, срываем фальшивые вывески, - не для того, чтобы получить неклассовую литературу и искусство (это будет возможно лишь в социалистическом внеклассовом обществе), а для того, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией, литературе противопоставить действительно-свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу. Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды.
"Новая Жизнь" №12, 13 ноября 1905 г. Подпись: Н. Ленин
Так что все, как всегда.
И самое последнее. Лично я понимаю, что грант на 5 миллионов и новое помещение для театра — это то, за что реально, честно и открыто можно поддержать власть, и начать агитировать за нее. Повторяю — честно и открыто.
Но я тоже вправе изменить свое отношение к творчеству Коляды. И мое право, и это мое, личное. Но делать вид, что ничего не произошло — не получается.
|
</> |