про "неравную" дележку, пояснение
deti_v_semje — 26.11.2013 будучи студенткой, прочитала в какой-то умной педагогической переведенной книжке такой пример: в семье две девочки, прнишли гости, сделали одной комплимент, а второй нет. и пояснение: вторая в этот момент "почувствовала себя дурнушкой". Так вот я считаю, что в этой ситуации сестра может почувствовать радость за сестру! Например, при жене хвалят достижения мужа. И она что? Позеленела от зависти? Она тоже разделяет его радость и им гордится! Так же с детьми - они ведь члены одной семьи, а не соперники на соревновании! Конечно, при условии, что родители одинаково любят детей и остальные дети в принципе получают ласку, внимание и похвалу. Но я не считаю, что там, где детей больше одного, нужно всем одинаково все покупать и говорить, чтобы, не дай Бог, не похвалить кого-то отдельно в присутствии других! Это жизнь - сегодня один отличился, другой набедокурил, третий ленился, завтра все поменялись ролями. Да, нет ничего страшного в том, что другие дети ТОЖЕ похвалят того, кто заслужил похвалу, или ТОЖЕ сделают комплимент, а не скукожатся от ревности. Уметь радоваться за другого - очень хорошее качество и показатель высокого личностного развития. Наоборот, люди психологически незрелые слишком переживают успехи других и поэтому ничего не могут сделать сами.Про "неравную дележку" материальных благ :) хотела написать подробнее. Нет, не должно быть целью в любом случае как бы то ни было лишь бы поделить неравномерно :) просто не должно быть обратной цели: все точно до грамма и миллиметра поровну, и зорко следить, как бы другому не досталось получше и побольше! Пока ребенок маленький (лет до трех примерно, но границы расплывчаты) у него устанавливаются представления о границах чужого - малыши, увидев чужую привлекательную вещь, считают ее по праву своей. И взрослые учат их, что это совсем не так. Но также важно позволить ребенку понять границы "своего" и уметь беречь их. Не нужно насильно заставлять малыша "делиться", если он со слезами сжимает любимую игрушку или полученную конфету. Но по мере взросления человек осознает социальные связи и развивает эмпатию. Это также выражается в изменении позиции с потребительской на отдающую. Да, бывают ситуации, когда, например, папа принес одинаковые пирожные в количестве точно по одному на каждого. Но в случае, когда "деление поровну" невозможно или есть возможность выбора количества (ведро клубники на даче никто не съест в одиночку) дети не должны переживать, если кто-то съел на ягодку больше. Только в семье человек может познать радость даяния, радость за кого-то. Это не просто путь взросления, но и эмоциональная зрелость.
Не должно быть "неравного деления" из принуждения или по обязанности. Очень важно, чтобы ребенок научился испытывать положительные эмоции, радость даяния. И эти уступки не могут быть односторонними, например:
- родители "все для детей", все сладенькое детям, все хорошее детям, ради того, чтобы хвалиться "вот, я все тебе отдала, а ты такой неблагодарный!!!", а потом эти дети вырастают эгоистами и выкидывают родителей из дому;
- заставлять уступать по возрасту ("она маленькая, отдай ей!" - ребенок не планировал очередность рождения, это как раз родители устроили, так что ж его теперь этим тыкать?);
- превращать это в способ манипулирования ("он же плачет, отдай ему!" - бывают случаи, когда утешение с помощью какой-то вещи играет положительную роль, но в основном это может превратиться в шантаж как способ добиться цели);
- подкреплять отрицательными эмоциями ("раз ты спорил и ссорился, вот и отдай ему свое!" - он потом "рассчитается" втихаря, и всем будет хуже).
|
</> |