Про нагрузки в образовании – Система физтеха.

топ 100 блогов pontia25.09.2010 ЧИТАТЬ ТОЛЬКО ТЕМ, КТО В ТЕМЕ!
Этот пост родился в догонку к предыдущему (который, извините, под замком из-за личной информации), в котором я невольно высказала мнение, что дескать в родном МФТИ нас хорошо и правильно учили, не то что в некоторых местах. Так вот я беру на себя смелость высказаться по этой теме. Будет длинно и занудно. Я напишу что я думаю про т.н. “систему физтеха”, ибо только с ней я и была знакома, с примерами обучения в других институтах я сталкивалась лишь время от времени и впечатления были на уровне “ужас-ужас”, но вполне возможно это все было предвзято.


Получилось так, что по собственной воле, на своем собственном глубоколюбимом хребте, я испытала и прочувствовала знаменитую “систему физтеха”, которая была содрана у мерикосов (с системы Калтеха и MIT), как и все остальное в совке, начиная дизайном автомобиля Волга и кончая муралами на стенах столовок. Драли все, идеи, разработки, технологии, внешний вид, драли безбожно, фикс-идея “догнать и перегнать” диктовала условия этой безумной гонки у кого лучше, быстрее, выше, сильнее...

Про воровство технологий, и про то как целые НИИ занимались внедрением понаворованного, как на этом защищали дисеры и получали госпремии – про эти “научные достижения” надо говорить отдельно, и это потом. Я про другое.
Для того чтобы претворять в жизнь решения партии о “развитии производительных сил социалистического общества на базе достижений современного научно-технического прогресса, а также обеспечении высоких темпов роста экономики и подъёма” нужны были кадры, которые, как известно, решали все. И эти кадры были - мы, хотели мы этого или нет, я думаю, скорее всего – хотели, ибо альтернативы по большому счету, не было.

И нас растили.

Восхищения “система физтеха” может вызывать ровно столько, сколько вызывает китайская гимнастическая школа, где дети занимаются гимнастикой 17 часов в день с трех лет, и которая поставляет ежегодно несколько чемпионов мира в разных категориях, а так же цирковых гимнастов в ассортименте всем, кому они нужны...
Невероятное колличество предметов и дисциплин, которое можно было втиснуть во временную сетку, все преподаваемые на возможно глубоком уровне, как будто каждый есть твоя жизненная специализация, дотошная система заданий, где каждая задача – олимпиадного уровня, расширенная экзаменационная система, - все это выглядит хорошо и позитивно, если не задумываться над сутью и предназначением.

А когда начинаешь задумываться, становится очень неприятно.

Английский язык. Как известно, английский язык учили все, даже те кто в школе учил другой язык – это было обязательно, первые три года. Вторые три можно было учить второй язык, можно было по желанию заменить его спецкурсом. Получилось так что в какой-то момент я сильно сдружилась с преподавательницей с кафедры английского, и не из молодых-зеленых, а из тех, кто стоял у основ, учавствовал в становлении курса преподавания. (Я как то упопинала ее фамилию, если кому интересно, могу в личном порядке сказать.) Она, к примеру, была тем самым человеком, который внедрил “Physics” в физтеховскую программу, это были переработки из реального учебника физики американского комьюнити колледжа, который она самолично привезла из США. Я собственно к тому, что некоторые вещи, которые она рассказывала, привели меня к пониманию того, как и зачем что делалось на физтехе в совковые времена.

Нагрузка английским языком была довольно нехилая: две пары в неделю, текст от 2-х до 5-ти тыщ знаков чтение перевод и дословный пересказ (натурально требовали учить наизусть) раз в неделю, слова – 40 штук в неделю, домашнего чтения 25 тыщ в две недели, куча всякой лабуды типа моделей, грамматики, упражнений и прочего. Если мне изменяет память с цифрами я охотно приму поправки, но я думаю, что я достаточно близка к истине. Я проучила английский не 3, как большинство, а 4 года, как “начинающая”, т.е. не знавшая языка ранее. И получила 5 в диплом, и учила его в меру добросовестно, даже сейчас, если накатит, могу процитировать из Physics чего нибудь, уж про словарь минимум и не говорю, “accomplish – осуществлять-выполнять-завершать”, вдолбили так, что я помнила слова в алфавитном порядке.

Сразу оговорюсь - кто заканчивал английские школы или кому нанимали репетитора – не ваш случай. Мой случай – чистый пример, поскольку я пришла с нулевым знанием языка . Так вот, при такой интенсивной учебе, и пятерке, вполне, надо сказать весьма заслуженной (сплошь женская кафедра английского спуску девочкам не давала, а подруга у меня там появилась существенно позже) - при том, что я свободно читала(и понимала) любую техническую документацию, технического плана, а так же лекции и научные книжки на вражьем языке, но– говорить и общаться я не могла практически совсем, и была неспособна читать и понимать даже Винни-пуха. Примерно в таком же положении были все мои сокурсники, за исключением тех, кто занимался языком дополнительно. Да и те, надо сказать, сноровку за годы такого обучения порастеряли, примером мой муж, закончивший спецшколу свободно говоривший на языке в момент поступления, за годы “тренировки” в другом направлени язык подрастерял…

Моя подруга пролила свет на подоплеку этого явления. Целью усиленного и такого странно- ограниченного и одностороннего натаскивания физтехов на английский-технический была вполне обоснованная политика. Надо было, чтоб молодой специалист, или как предполагалось, ученый, мог компетентно и беспроблемно, сидя в почтовом ящике, или где еще, изучать что буржуи понаработали в области современного научно технического прогресса. А мож и на конференцию съездить и там почерпнуть. А вот общаться на несвязанные с интересом государства темы, будущему советскому ученому было незачем. На бытовые темы говорить выпускник был неспособен, да и честно говоря выболтать "секретов" тоже особо не мог. Т.е. затачивались студенты исключительно на потребление, готовились не полноценные представители международного научного мира, способные свободно обмениваться информацией, а тихушники, потребляющие достижения науки в одностороннем порядке.

Английский, конечно не есть показатель, это лишь маленькая черточка этой самой “системы физтеха” направленной на подготовку кадров, достаточно компетентных и подготовленных чтоб утилизировать то, что наработано и произведено другими.

Вероятно изначально цель не то чтобы секретного, но неафишируемого, припрятанного в подмосковье института была другая – готовить кадры для противостояния кап-миру в научном плане, отбирать сильнейших, готовить жестчайше, эксплуатировать секретнейше…В первом в мире народном государстве должна была быть сильнейшая и самая передовая наука, от нас должны были лететь первые ракеты с бомбами(и летели), наши достижения в хим технологии, кибернетике, мат-моделировании, еще черт знает в чем – должны были быть впереди всех. Но как то постепено благие намерения сошли на нет, научные свершения под надзором сталинских орлов ушли в небытие, стареющее научное дело подрастряслось, затерлось в продуктовых спец-распределителях для академиков, засалилась и карьерно-научная лестница : за степенями, научными ставками, наградами и столь желанными в нищем совке матблагами потянулась всякая сволочь…

Дело даже не в этом – Совок , огромная неспособная себя прокормить злокачественная туша, мелденно, издыхал, доживал последние свои годы на искусственно-нефтяной подпитке, и вместе с ним постепенно сгнивало все , и наука с технологией в том числе. Вместо того чтоб разрабатывать что то свое, порождать что то новое, конвульсивно издыхающая советская наука застойного периода была скорее направлена на поглощение и переваривание чужого, часто банально краденного, и физтех, как это ни грустно, готовивший кадры именно для этой “науки” , великолепно выполнял свое предназначение.


Давайте посмотрим как была устроена эта “система физтеха”. Первые два курса(или три?) – два года сумасшедшей нагрузки направленной на изучение фундаментальных наук, практически идеинтичные на всех факультетах и специализациях. Вероятно это то, что осталось от старого физтеха, благородная цель – заложить в будущих кузнецах научного процветания Совка прочные фундаментальные знания – осталась прежней, почему нет, пусть. С той лишь разницей, что год от года нажим, с которым преподавались эти фундаментальные науки ослаблялся, год от года появлялось больше возможностей “спихнуть на халяву”, упрощались и урезались задания и программы, начинали использоваться более простые учебники, становились более лояльными правила (вроде того что на письменных экзаменах стали разрешать выходить, чего ранее не было). Постепенно само преподавание фундаментальных наук превратилось в профанацию, как позже и само российское образование, но я не о том.

На третьем курсе появлялся один “базовый” день (день в приписанном НИИ), в самом институте предметы становились более специализированными, по профилю факультета и специальности. На четвертом и пятом курсах базовых дней становилось больше, на шестом вся учеба была только на базах. На базах тоже читали свои лекции, у более добросовестных базовых преподавателей даже были задания, была так же какая то научная работа с прикрепленным “шефом” и “микрошефом”. За оставшиеся четыре года мы “изучили” чертову уйму каких то безумных наук и теорий. Моя выписка к диплому, которую мне сделала любимая секретарша в деканате Маргарита Максимовна, заполнена названиями каких то предметов, о которых я имею довольно смутное представление. Некоторые из них я учила по нескольку лет, и довольно успешно, часто вполне честно потрудившись, сдавала.

Меня до сих пор мучает один и тот же кошмарный сон: мне завтра сдавать Теорию Непроизносимого Счастья, и у меня есть книга, и я ее во сне читаю, мучительно, вчитываюсь в каждую строку и ловлю ускользающий в сонном мозгу смысл... Читаю определения, укладываю на полки в голове, читаю леммы с теоремами, заразливые какие то “свойства”, и увязываю, увязываю с уже прочитанным, раскладывая по правильным местам….Кошмар.

Сколько таких книг я прочла и уложила в голове – одному богу известно. Курсу к пятому, я обнаружила, что могу взять в руки незнакомый курс, и довольно быстро, разобраться в чем суть, ухватить главное, да так что быть способной ответить на каверзные вопросы часто весьма недружелюбного экзаменатора. Я сама видела, что в этой области – в области быстрого и качественного усвоения материала - я сделала очень большой прогресс, по сравнению, с, скажем, первым или вторым курсом. У меня есть четкое ощущение, что за “шесть счастливых лет” я не сделала прогресса ни в какой другой области кроме этой. Я не исключение – таковых как я – большинство, единицы ушли в настоящую науку, и находится эта наука, к слову сказать - не в совке и даже не в России.

Собственно, я не открываю Америки через форточку. Это именно то, что говорит мне любой знакомый с предметом: да, именно это и предполагалось, от новоиспеченного научного сотрудника(выпускника альмы матер) требовалось умение вникнуть, и быстро разобраться в новой теории, сообразительность (растраченная с годами на момент окончания она таки у большинства выпускников присутствовала), техническая эрудированность, т.е. чтоб чувак имел хотя бы малейшее представление обо ВСЕХ направлениях и при необходимости мог прочухать что из какой оперы и чего надо почитать. Ну и хорошая фундаментальная подготовка, типа если че и забыл, то без проблем вспомнит и выйдет на прежний уровень.

Так вот я вам скажу, что человек с такой подготовкой, как потенциальный ученый и молодой специалист выглядит более чем слабо. Он фактически не умеет НИЧЕГО. У него обрывочные знания в разных, совершенно не связанных друг с другом и зачастую неактуальных уже областях науки. Он сообразителен, да, но это скорее сообразительность ВЫЖИВШЕГО, нежели выучившегося, ум и хватка сумевшего извернуться и где-то на секе, где-то на везении поспихнуть-посдавать, выкрутить для себя что-то главное и не сломаться под гнетом и давлением сумасшедшей нагрузки. Он имеет представление, да, он умеет пахать, да, и докопаться до сути тоже умеет, но это все - гипотетические умения, практических у него нет (есть, и у многих более чем есть, но часто это уже не заслуга образования МФТИ, а самодостижение).

Я не научный работник, таковые тут есть и они меня поправят, я лишь хочу сказать, что по идее, научный кадр, подготовленный для того чтоб реально быть полезным в своей области должен был быть подготовлен в другом ключе – например с упором на конкретные научные технологии, нужные для практической работы в данной области. То же, что готовил физтех, с его жесткой системой отбора, дальнейшего отсева, нагруженной-перегруженой черти-чем программой – это были кадры для ущербной, агонизирующей советской науки застойного образца, заточенной на воровство и утилизирование объедков науки капиталистической. Именно такой специалист и был нужен – хваткий, смекалистый, разбирающийся во всем в достаточной степени чтоб быть способным понять из какой оперы идея и ухватить ее слету, а так же упорный достаточно, чтоб взрыть-раскопать-взломать, скомуниздить и приспособить.

Я совершенна далека от того чтоб восхищаться идеей образования, когда учат всему и помногу, я считаю эту систему одним из сумасшедших гипертрофированных порождений Совка, вроде гигантских, нафиг никому не нужных самолетов-амфибий или огромных скульптур рабочих с крестьянами. Однажды, обожаемый мной профессор Раховский, у которого мой муж некоторое время работал, в извечном споре что лучше сыр или колбаса где лучше учат в МФТИ или в МГУ, сказал такую вещь:
Программы и уровень преподавания по сходным предметным профилям примерно одинаков. Но. В МГУ нет такого давления и упора на натаскивание. Нет системы сдачи заданий, нет колоквиумов, нагрузка более адекватна. И результат по его мнению таков: средний студент безусловно сильнее на физтехе. Но. Сильный - сильнее в МГУ. Потому что сильный, при том что не перегружен, имеет время заняться изучением любимого предмета,делать то что ему интересно – и преуспевает. На физтехе же сильный занят распихиванием ненужных ему предметов.
И я думаю, профессор Раховский был прав. Тому подтверждение – международные рейтинги, где МГУ попадает на 70-е места, а физтех стабильно не попадает никуда. Рейтинги университету делают именно эти – “сильные”.

Дисклеймер.
Я не напрасно написала, что читать только своим, тем кто в теме, потому что у меня есть основания считать, что для людей со стороны этот пост выглядит как банальное поливание дерьмом Альмы матер, и подтверждение очевидца к ставшему популярному в народе тезису – “все физтехи – туфтовики и бессмысленные выпендрежники”. Так вот дорогие посторонние, у кого родилась подобная мысль, – вы ничего не поняли, проходите мимо пожалуйста. Физтехи, с которыми я общаюсь в разных качествах уже на протяжении двадцати с лишним лет – это безусловно, лучшие представители человеческой поппуляции, во всех отношениях – в подходе к жизни, к работе, к проблемам, ко всему, каждый отдельно взятый физтех, как правило, достойнейший человек. Но пост мой, к сожалению, был не об этом, и если кому то видится в этом противоречие, я не виновата.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Книга посвящена очень подробному описанию каждого шага любого приема вязания крючком. Простые и понятные схемы повторяют фотографии и описание каждого этапа вязания петель, что позволит любому начин ...
Полагаю, на этом наше джентельменское соглашение о молчании с фигурантом можно ...
Не было меня тут 2 дня. Предложили работу на производстве. Холодный цех, упаковка. ...
Сейчас прочитала пост о банковских вкладах . И хочется узнать, какие вклады самые выгодные и относительно надежные? Я вот пользуюсь в Сбербанке вкладом "Управляй". Кладешь сумму от 30 тысяч и выше на срок от 3 месяцев до 3 лет. Трогать ее нельзя. Проценты снимать можно. Но процент ...
Как сообщает  Александр Воробьев в статье " Программа выпуска дальнемагистральных Ил-96-400М и региональных на базе Ил-114 будет скромной ", опубликованной газетой " Ведомости ", о планах начать производство широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета Ил-96-400М ...