Про национальную память ( по Ольшанскому)
monetam — 26.03.2023Миссия такого рода структуры всегда - и это неизбежно и
правильно - выходит за пределы составления поминальных списков.
Она, такая структура, всегда что-то говорит обществу своей работой,
создает какой-то идеологический, символический фон.
И если любой Институт национальной памяти в Восточной Европе
сообщает обществу примерно следующее:
"Мы, ясновельможные паны, хотим рассказать нашей великой нации о
том, какие страдания она переживала в прошлом, какие жертвы она
приносила, каким репрессиям она подвергалась, чтобы наша нация
ощутила себя героической, великой, избранной",
то миссия здешних деятелей сводилась примерно к такому:
"Я, Тенгиз Тадеушевич Каценеленбоген, сын комиссара госбезопасности
НКВД первого ранга, хочу рассказать этим русским о том, как мы
пострадали от русских и их проклятого государства, и хочу призвать
их к покаянию и растворению к рядах цивилизованного
человечества".
Конечно, это карикатура, но такая узнаваемая, не правда ли?
В России получился Институт Антинациональной Памяти - и последствия
этого оказались самые тяжелые.
Коль скоро критика репрессий и вообще критика советского прошлого
стала исходить от антинациональных меньшинств, которые заведомо
поддерживают любых врагов русских, - национальное большинство, в
свою очередь, сплотилось вокруг советских политруков, которые не
вызывают у меня ни малейшей симпатии, но они, во всяком случае,
убеждали общество в том, что оно - героическое, великое, пусть и с
помощью специфических аргументов.
Таким образом, вместо того, чтобы выдвинуть тезис "героический
русский народ пострадал от оккупационной банды Лениносталина, и,
очищаясь от нее, должен возродить великую страну, построенную на
русском национализме и заботе о себе, а не на марксистской бойне",
- в ход пошел тезис "плохой русский народ во главе с их вожаком
Лениносталиным обидел Тенгиза Тадеушевича Каценеленбогена, а теперь
обижает Украину, эй, цивилизованный мир, победи их скорее, поставь
их на колени", - и, в результате, все пришло к тезису "если про
плохого Лениносталина нам рассказывает Тенгиз Тадеушевич и его
дружки, то, значит, Лениносталин был хороший, и только так, как он
правил Россией, ей и нужно править, это и есть единственный путь к
нашему величию".
А всего-то и требовалось - чтобы избежать противной ресоветизации и
преследований "Мемориала" - поставить в центр занятий проблемой
национальной памяти все то, о чем писал, например, Солженицын, то
есть русский вопрос. И вокруг него, русского вопроса, строить свое
здание.
Но если бы советская интеллигенция подошла к делу так, то она бы и
не была советской интеллигенцией, так что и думать об этом нет
смысла.
Ну а тому "Мемориалу", который у нас имеется, лучше всего просто
вернуться домой.
В Польшу - и другие прекрасные страны.
|
</> |