Про мораль, обезьян и современных левых...

топ 100 блогов nbalanchak17.12.2021

Тут недавно у Синей Вороны был пост, посвященный вопросам морали - а точнее, адекватности этой самой морали текущей ситуации. В частности, там разбирался вопрос о т.н. "коммунистических моралистах" - т.е., людях, которые очень сильно желают загнать окружающих в узкие рамки "моральных запретов" ради построения социалистического будущего.

Разумеется, тут нет смысла повторять сказанное в данном посте, отмечу только, что инициировано он был серией выступлений некоторых видеоблогеров - не только тех, на которые приводит ссылку сама Ворона - которые объявляют "главными врагами" коммунизма то рок-музыку, то компьютерные игры, то - как в приводимом ролике - "желание покупать автомобили в кредит".

Причем происходит это уже после того, как пресловутая "борьба с потреблятством" не только была широко растиражирована "левой общественностью" - но давно уже оказалась дискредитированной по причине своей бесполезности. Самое забавное тут, разумеется, то, что сейчас концепцию этой самой "борьбы" активно подхватили текущие властители. Причем, как правоконсервативного - как а нашей стране - толка, так и толка неолиберального. (Как в Европе.)

Впрочем, обо всем этом надо говорить уже отдельно - поскольку тема эта крайне сложная и интересная. Тут же стоит обратить внимание несколько на иное. На то, что сама идея "морального осуждения", и вообще, "моральных ограничений" - является в настоящее время архаичной и не соответствующей потребностям современного мира. (Как и все, что было создано во время господства традиционного общества - несмотря на то, что в свое время это был прекрасно работающий инструмент.)

Разумеется, людям - включая левых и коммунистов - очень тяжело признать это, поскольку они привыкли к использованию морали в обыденной жизни, а главное - поскольку вся наша культура (включая культуру социалистическую) буквально насквозь проникнута этим. Однако менять свои представления все равно придется - хотя бы потому, что в современном мире любые "моральные модели" давно уже работают исключительно на деструкцию.

Это касается и "отечественных" красно-консервативных конструктов - как в приведенном ролике. И - например - конструктов европейских либеральных, с их приоритетом "защиты меньшинств", кои на самом деле почти никого не защищают. (Зато приводят к бесполезным и бессмысленным ограничениям для совершенно посторонних людей.) Что, в свою очередь, порождает правоконсервативные настроения в обществе с перспективой крайне неприятных последствий. (При том, что реально вопрос прав тех же мигрантов или женщин реально существует.)

А значит - надо переходить к совершенно иным, новым формам работы с этикой. Которые (формы) имели бы гораздо более гибкие возможности, нежели статичные "моральные нормы", соответствующие временам Средневековья. (С его статичным мироустройством.)

А то будет, как в Индии - где маниакальное следование "древним традициям" приводит к тому, что люди ... проигрывают войну обезьянам. Да, именно так: наличие т.н. "института священных животных" - к коим относятся и некоторые приматы - запрещает использовать насилие по отношению к последним. В результате чего звери просто - простите - звереют от безнаказанности: убивают собак, а после них начинают переходить и на людей.

Хотя, казалось бы, никаких проблем с уничтожением агрессивных животных быть не может: обезьяны не относятся к редким видам и не подпадают под защиту со государства. (Необходимую для сохранения разнообразия биосферы.) Но зато есть архаичные "моральные нормы", формирующие из указанных животных безнаказанно живущих - и поэтому постоянно наглеющих - паразитов. (В свое время, разумеется, это было неактуально, поскольку людей было мало, и с обезьянами они соприкасались резко: те жили в своих джунглях, и никому не мешали.)

А все потому, что не стоит думать о том, что можно найти такие "идеальные нормы поведения" - не важно, обусловленные религиозными или какими-то иными основаниями - которые будут работать в любой ситуации. Впрочем, обо всем этом надо так же говорить уже в отдельной теме...


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
взял здесь ...
Я уже писал, что гэбуха не может существовать в открытом обществе, с интернетом, мобильными телефонами, с митингами и демонстрациями. Она не может быть без Дзержинского и ГУЛАГа. Пока что поступают только предложения, как его обустроить. Вот в марте этого года я писал : Все ...
в дневниках Александр Гладков , драматург, 25 лет, Москва: 3 октября. У Виноградской. Ее рассказы о жизни С. Третьякова перед арестом. Желание взять все от жизни до наступления старости, ссоры с женой, сплетня, что будто бы он живет с дочерью Таней, его сухой тиранический эгоизм, ...
Сегодня, спустя десятки лет после окончания афганской кампании, проще рассуждать в сослагательном наклонении. Одним из провалов советской стороны признана недостаточно реализованная операция «Завеса», которая должна была прервать поставки вооружений прозападным моджахедам. Основная ...
Наверно, для Вигилянского богоспасаемый это синоним слов "разоренный", "разрушенный", "залитый кровью", "напитанный ненавистью и отчаянием"... Вигилянский вроде как профессиональный работник со словами. Но и у него в голове картинка реальности и "правильные" речевые штампы живут в ...