Про мораль, обезьян и современных левых...
nbalanchak — 17.12.2021Тут недавно у Синей Вороны был пост, посвященный вопросам морали - а точнее,
адекватности этой самой морали текущей ситуации. В частности, там
разбирался вопрос о т.н. "коммунистических моралистах" - т.е.,
людях, которые очень сильно желают загнать окружающих в узкие рамки
"моральных запретов" ради построения социалистического
будущего.
Разумеется, тут нет смысла повторять сказанное в данном посте,
отмечу только, что инициировано он был серией выступлений некоторых
видеоблогеров - не только тех, на которые приводит ссылку сама
Ворона - которые объявляют "главными врагами" коммунизма то
рок-музыку, то компьютерные игры, то - как в приводимом ролике -
"желание покупать автомобили в кредит".
Причем происходит это уже после того, как пресловутая "борьба с
потреблятством" не только была широко растиражирована "левой
общественностью" - но давно уже оказалась дискредитированной по
причине своей бесполезности. Самое забавное тут, разумеется, то,
что сейчас концепцию этой самой "борьбы" активно подхватили текущие
властители. Причем, как правоконсервативного - как а нашей стране -
толка, так и толка неолиберального. (Как в Европе.)
Впрочем, обо всем этом надо говорить уже отдельно - поскольку
тема эта крайне сложная и интересная. Тут же стоит обратить
внимание несколько на иное. На то, что сама идея "морального
осуждения", и вообще, "моральных ограничений" - является в
настоящее время архаичной и не соответствующей потребностям
современного мира. (Как и все, что было создано во время господства
традиционного общества - несмотря на то, что в свое время это был
прекрасно работающий инструмент.)
Разумеется, людям - включая левых и коммунистов - очень тяжело
признать это, поскольку они привыкли к использованию морали в
обыденной жизни, а главное - поскольку вся наша культура (включая
культуру социалистическую) буквально насквозь проникнута этим.
Однако менять свои представления все равно придется - хотя бы
потому, что в современном мире любые "моральные модели" давно уже
работают исключительно на деструкцию.
Это касается и "отечественных" красно-консервативных конструктов
- как в приведенном ролике. И - например - конструктов европейских
либеральных, с их приоритетом "защиты меньшинств", кои на самом
деле почти никого не защищают. (Зато приводят к бесполезным и
бессмысленным ограничениям для совершенно посторонних людей.) Что,
в свою очередь, порождает правоконсервативные настроения в обществе
с перспективой крайне неприятных последствий. (При том, что реально
вопрос прав тех же мигрантов или женщин реально
существует.)
А значит - надо переходить к совершенно иным, новым формам
работы с этикой. Которые (формы) имели бы гораздо более гибкие
возможности, нежели статичные "моральные нормы", соответствующие
временам Средневековья. (С его статичным мироустройством.)
А то будет, как в Индии - где маниакальное следование "древним
традициям" приводит к тому, что люди ... проигрывают войну
обезьянам. Да, именно так: наличие т.н. "института священных
животных" - к коим относятся и некоторые приматы - запрещает
использовать насилие по отношению к последним. В результате чего
звери просто - простите - звереют от безнаказанности: убивают
собак, а после них начинают переходить и на людей.
Хотя, казалось бы, никаких проблем с уничтожением агрессивных
животных быть не может: обезьяны не относятся к редким видам и не
подпадают под защиту со государства. (Необходимую для сохранения
разнообразия биосферы.) Но зато есть архаичные "моральные нормы",
формирующие из указанных животных безнаказанно живущих - и поэтому
постоянно наглеющих - паразитов. (В свое время, разумеется, это
было неактуально, поскольку людей было мало, и с обезьянами они
соприкасались резко: те жили в своих джунглях, и никому не
мешали.)
А все потому, что не стоит думать о том, что можно найти такие
"идеальные нормы поведения" - не важно, обусловленные религиозными
или какими-то иными основаниями - которые будут работать в любой
ситуации. Впрочем, обо всем этом надо так же говорить уже в
отдельной теме...
|
</> |