Про методики обучения и про их правильность

топ 100 блогов monetam26.04.2023

Проблема с методиками образования и воспитания, на самом деле, всего одна, но зато очень трудно разрешимая. Образование - это про будущее. Через десять лет ты закончишь школу, и вот тогда... Через пять лет, закончив институт, ты будешь искать работу, и вот тогда... Там, тогда, когда ты станешь взрослым, тебе понадобится часть (мы точно не знаем, какая) того, что мы заставляем тебя заучивать сегодня. 

Образование - это про будущее, а ученик живет в настоящем. Может быть, потом он и помянет добрым словом своих учителей поименно(единый экзамен, впрочем, сводит эту возможность почти к нулю - больше не важно, кто тебя готовил к ЕГЭ, важно, как ты его сдал, это исключает человеческие взаимоотношения между учителем и учеником) но сейчас он хочет жить, у него есть сегодня - а его только и делают, что готовят к завтра, в которое очень сложно поверить. Объективно сложно: родители и учителя понимают, что десять школьных лет пролетят, их не воротишь назад, а для первоклассника десять лет - это больше, чем вся его прожитая жизнь. Конечно, поиграть сегодня - гораздо важнее, чем написать диктант завтра. И несравненно важнее, чем сдать какой-то экзамен когда-то неизвестно когда и непонятно зачем.

Единственная рациональная мотивация к тому, чтобы хорошо учиться - знания понадобятся тебе в будущем. И именно эта мотивация с детьми не работает, она невозможна. Человек живет сейчас, а не завтра. 

Традиционная, старая школа знала, как с этим справиться: под лозунгом "потом спасибо скажешь" (абсолютно правдивым - всегда возвращались и говорили спасибо) ученика заставляли. Дисциплина и еще раз дисциплина. Она, кстати, лучший инструмент не только изучения чего угодно, до молекулярной биологии и истории включительно, но и социализации. Полноценный гражданин - это тот, кто умеет отдать приказ и выполнить приказ. 

Новая, современная школа так себя вести - стесняется. В лучшем случае стесняется, гуманизм там, уважение к личности ребенка (ее пока нету, личности, ее школе только предстоит сформировать, и как это сделать, отказавшись от большей части пригодных для этого инструментов?) и вообще обучать играя. Это в лучшем случае. В худшем случае школе блюсти дисциплину - запрещено. Только прогрессивные методики. А что это такое, прогрессивные методики? А это значит - не хочешь, так и не учись. Ну, да, оставишь себя без будущего. Но - сам, никто не будет в этом виноват. 

Нет, дети с ранним развитием, дети, подражающие успешным, да еще и хорошо образованным и много читающим, в том числе детям вслух, родителям - бывают. Дети, которые понимают смысл слова "будущее" по отношению к себе лично, семилетние даже - встречаются. Я сам видел. Встречаются - только редко. Это аномалия, вообще-то так не должно быть. Их можно, играя, обучать, их можно стимулировать как взрослых и предъявлять им "рабочие тетради" вместо нормальных учебников тоже можно. Они справятся. 

Но большинство людей обучать и социализировать можно только в условиях жесткой дисциплины. Для блага общества и для их блага, как будущих членов общества. Если нет - по нашим улицам ходят миллионы не знающих, когда была Куликовская битва, кто такой Пьер Безухов и в чем измеряется сила тока. Это и есть неполная социализация, так она и выглядит. А причина - методики преподавания типа "ребенка надо заинтересовать". Не надо. Надо - заставить, если не заинтересован. Скажет потом спасибо. И он, и все общество.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мне задали интересный вопрос. Должен ли я, как гуманист, считать людьми тех, кто меня отказывается считать человеком? Заострим чуть-чуть. Единомышленники нынешних борцов с цыганами в свое время сделали Германию практически Zigeunerfrei. Они ...
Суп с грибами, картофелем, перловой крупой, еще сметана и укроп. Салат с ...
Как быть, если собственных зубов мало или не осталось совсем? Швейцарская компания Nobel Biocar предложила оптимальное решение еще в 1998 году. Сегодня ее технологии All-on-4/6 используют ведущие стоматологические клиники Израиля, США, европейских стран. В России эти протоколы тоже ...
В предвыборном угаре Тимошенко рванула покровы, объявив, что пока Порошенко рассказывал, что Украина избавилась от зависимости от российского газа, на самом деле, все 5 лет Украина продолжала закупать российский газ, используя реверсные схемы и мутных посредников, что приводило к тому, ...
На фронтоне одного из зданий в центре Лондона четыре фигуры. Видимо, авторы хотели представить скульптурные портреты четырех английских гениев, людей, сыгравших огромную роль в развитии Англии и вообще мировой цивилизации. Я убрал подписи под ...