Про левых лавочников
maysuryan — 23.01.2020Любопытная, по-моему, статья тов. sendemorge — что возлагать надежды на офисный планктон, хомячков и мелкобуржуазную массу не следует. Отдельные люди оттуда (как, впрочем, и из любой социальной группы) могут быть очень ценны и полезны, и вполне способны становиться революционерами, но опираться на эту группу в целом для марксистов было бы вопиющей нелепостью. Под каждым словом автора я, пожалуй, не подпишусь, но многие его мысли, по-моему, заслуживают внимания. Привожу выдержки:
"В нарождающемся российском левом движении оформилась первая серьёзная дискуссия. Раньше народ в основном спорил о советской истории, пряча за оторванными от реальности вопросами прошлого своё бессилие в настоящем. Теперь же ищущие себя левые поставили вопрос о пролетариате, то есть о том, кто в современном обществе может быть признан пролетариатом, кто способен бороться за осуществление марксистской программы и вообще какова социальная структура этого общества.
Правый поворот в мировом масштабе длится 50 лет, и всё это время торжествующий капитализм плодит мелкобуржуазную массовую базу. Гниение советской системы усилило потребительскую психологию, мелкую частную торговлю и домашнее производство. Перестройка породила кооперативы. В 90-е народ выживал благодаря работе на дачах и широчайшей мелкой торговле. Мелкобуржуазные нравы проникали всюду, учителя подрабатывали репетиторами, врачи брали деньги с пациентов, женщины пытались за счёт привлекательной внешности заполучить мужа побогаче или работу получше. Неравенство между различными странами и регионами одной страны давало привилегированный статус жителям более богатых областей. Всеобъемлющее господство капитализма во всех сферах человеческой жизни породило соответствующую психологию. Народ в принципе не мыслит ни о каком коммунизме и безнадёжно индивидуалистичен. Именно поэтому он так покорно сносит тридцать лет буржуазного грабежа, именно поэтому правый поворот на Украине был мелкобуржуазными кругами отчасти организован, отчасти поддержан, отчасти принят с покорностью. Именно господство мелкобуржуазности в мировом масштабе привело к тому, что выход из мирового кризиса капитализма нашёлся в глобальном повороте вправо.
Если общество десятилетиями жило жизнью лавочников и с психологией лавочников, а потом под давлением безвыходного кризиса вдруг вспомнило о социальной справедливости, то вовсе не потому, что оно вдруг прозрело, отреклось от всей своей прежней жизни и возжелало драться за коммунизм. Напротив, люди, почувствовавшие угрозу своему привычному существованию, пожелали бороться за его сохранение, а вовсе не за какой-то совершенно чуждый им коммунизм. Левая риторика - не более чем прикрытие. Лавочники очень любят обличать крупный капитал, но когда доходит до дела, то думают не об отказе от капитализма, а о лишних льготах своей лавочке. И это не просто их заблуждение, а отражение объективной структуры производства.
Любители записать всех лавочников в пролетариат безнадёжно далеки от материализма. Они не думают о том, что сознание людей определяется материальными условиями их жизни и поэтому может быть изменено только в связи с этими условиями. Они думают лишь об успешном обращении неофитов в свою веру. Люди погрязли в капиталистической ереси? Ничего, кризис заставит их вспомнить об истинной коммунистической вере! Тут на сцену должны выйти Правильные Марксисты, вооружённые вероучением истинным и свободным от ересей, и обращение свершится. Но активность и сознательность масс определяется экономикой, а не проповедями Истинных Марксистов. Люди готовы принять только те взгляды, к которым их уже подготовил повседневный опыт. Заботу о развитии производства будут проявлять лишь те, кто уже связан с производством, а солидарность проявят те, кто уже имеет опыт солидарности. В жизни офисного клерка или лавочника нет ничего, что бы подготовило его к полноценному приятию марксистской программы. Поэтому не стоит ждать, что обозлённые капитализмом клерки и лавочники вдруг обратятся в последовательных марксистов."
Полностью можно прочитать здесь:
https://sendemorge.livejournal.com/21939.html
|
</> |