Про культурность

Нынешние пишущие люди боятся показаться некультурными. Если из текстов их эксплицитно, буквально по цитатам, скрытым и прямым, не следует, что авторы знакомы хотя бы с базовым набором священных коров в их жанре, а то и во всей письменной культуре в целом - то писатель начинает чувствовать себя неуютно: хуй его поймет, заметно ли за версту, что он не пальцем деланный? Поэтому люди, как в том, что сейчас принято называть «большой литературой» (это я сам недавно с интересом узнал, что такое понятие до сих пор есть), так и в том, что принято называть литературой жанровой, собачат цитату за цитатой, отсылку за отсылкой, суют что-нибудь из латыни и конечно, конечно, сочиняют несколько абзацев, из которых пахнет Достоевским, Гоголем или Тургеневым. Тут на язык просится «в лучшем случае», но беда в том, что случай не лучший, и запах Гоголя ничем не вкуснее запаха Желязны, если, конечно, последний вообще можно воспроизвести. И Гоголь, и Желязны в такого сорта продукции все равно имеют прелый аромат нестиранных носков, просто от гоголевских носков пахнет изысканным потом, а от носков Желязны - чем-то до боли простонародным. (Есть, конечно, люди, которые разбираются в сортах пота, но их решительно немного - это обычно критики-интеллектуалы, для которых несходство «большой» литературы с «жанровой» важнее гигиены, потому что они преимущественно работают «для тех, кто понимает»; это такой корпоративный договор умниц: вы мне даете ввернуть в рецензию Гоголя, а я закрываю глаза на то, что Гоголь давно умер, и все ваши попытки его реанимировать называются некромантией).
Так вот, этот страх. Он, собственно, с головой выдает то, зачем люди принимаются писать. Чтобы не разводить на очевидной теме коллизии, сразу сообщу ответ: затем, чтобы выебываться. Явно демонстрируемая культурность - мероприятие состязательное: кто ловчее, кто больше etc. Поэтому честным тут быть невозможно: пока ты станешь мусолить свою честность и думать, к месту ли ты помянул Платона или просто так, другие уже сошлются на какого-нибудь дремучего Беду и выйдут в дамки.
Проблема не в том, что надо переставать быть культурными. Проблема в самом нынешнем представлении о культурности. Культурность (я говорю тут об интеллектуальной культуре, разумеется, а не о поведенческой) вообще-то штука интимная, почти как нижнее белье: желательно, чтобы она была удобна, функциональна и на свет не слишком лезла. Однако в головы наши до сих пор вбито совершенно недемократическое представление о том, что человека встречают по одежке; а потому все нижнее белье вытащено наружу, как трусы негров-рэперов или девочек-подростков: зрелище мало того что неаппетитное, но еще и крайне инфантильное. Презентационная культура (пардон за тавтологию) привила убеждение в том, что книжка должна хватать целевую аудиторию сразу и за яйца; то, что у поговорки есть продолжение на предмет того, по какому критерию человека провожают, никому не интересно, так как провожать в презентационной культуре не принято - в ней использованную вещь сразу кидают в мусор. Так вот, для того, чтобы на пути этом - от прилавка до мусорной корзины - успеть оставить о себе хорошее впечатление, и трудится нормальный современный писатель: никто уже не вспомнит завтра, о чем была книга, но все, кому надо (и даже часть тех, кому не надо) будут помнить, что автор знает латынь и читал Нюрнбергскую хронику. Ну или там отлично представляет, что Толкин спер идею кольца у Вагнера (несмотря на все профессорские уверения в обратном - уверения первоисточников культурного человека вообще волновать не должны, ибо культура для человека, а не наоборот).
Разбирать, чья тут вина первая - читателя ли, писателя, Борхеса или Дерриды - совершенно не хочется. Пока автор желает не рассказать историю, а презентовать себя читателю - он, в общем, занят обманом: как обманом читателя, так и себя. В нормальной ситуации, то есть за столом с водкой, никому не дадут рассказывать скучный, зато чудо как расцвеченный параболами, метафорами и аллюзиями вздор. Писателя спасает в его положении то, что до него тянуться далеко. Его не побьют. Между тем, читатель, которому хочется из книг разузнавать еще кое-что помимо писательских амбиций, постепенно увядает посреди культурной всеобъемлющей иронии и отказывается потреблять современную продукцию. Пираты и ридеры тут совершено ни при чем. Просто у всякого дела есть цель. Цель хорошей истории - развлечь и научить. Это совсем иная цель, нежели та, которую преследуют культурные авторы. Она, скажем так, альтруистична, прошу прощения за это немодное слово. Альтруизм же, как известно, если и вознаграждается, то только в отдаленной перспективе; тогда как звание «интеллектуала» и «культурного человека» - это, что называется, награда здесь и сейчас. Честность требует гораздо более изощренного стратегического мышления, нежели самый хитрожопый маркетинговый ход. Причем не факт, что вся эта стратегия сработает. Честным вообще быть невыгодно.
И особенно печально в этой всей истории то, как незаметно понятие культуры и культурности сделалось синонимом нечестности. Я по этому поводу все время вспоминаю одну историю, рассказанную мне подругой-филологом. Она работала учителем в деревне, так вышло. И к ней из города наезжали побухать друзья-лингвисты. Естественно, пили все вместе - приезжая интеллигенция и местные пейзане, среди которых был такой колоритный персонаж как Колька-Бык, прозванный так за тот талант, что он одними своими руками мог посадить в кузов бортового грузовика корову. А может, и натурально быка. Так, по крайней мере, гласит легенда.
Так вот, этот Бык и эти лингвисты. Сидели они и пили. И два столичных светила заспорили, как в каком-то там хеттском языке произносится какой-то согласный. Они сидели друг перед другом и полчаса попеременно харкали в лицо друг другу дикие звуки, страшно искажая морды. Колька-Бык это все внимательно слушал. Наконец, он решил сообщить свое мнение. Он поднес перед лицо одного из интеллектуалов свой палец размером с запорный брус амбара, покачал им и резюмировал: «Ну ты и хитрюга!»
И вот эту фразу теперь можно ставить эпиграфом почти к любой современной книге. Грустный, в общем-то, итог.
P.S. Да, я примерно знаю, что такое постмодернизм.
|
</> |