Про Ксению Драгунскую

Общеизвестно, что детские книги должны быть добрые. И чему-нибудь там учить. А все плохое в детских книгах должно случаться понарошку, чтобы не травмировать хрупкую детскую психику. Во многом из-за этого последнего условия доброта начинает пониматься как беззубое слюнтяйство, поучительность - как заунывное морализаторство, а сюжетное напряжение подменяется ностальгическими пришептываниями, как это происходит, например, в "Манюне".
Ахда, и непременный культ мороженого. Потому что этожедетскаякнига, вы понимаете.
С такой точки зрения книга Драгунской, безусловно, злая и вредная, потому что - несмотря на целомудренное название, как негодовала одна критикесса - детям в ней не отказано в праве на поступки, мороженого никто не ест, а единственная прямо задекларированная мораль - это запрет на поедание снега, да и тот в обосновательной части подкачал, мммда.
Ну и пусть. Пусть недобрая. Зато гуманистическая и честная. О том, что добро должно быть деятельным - и тем отличаться от тематического словоблудия. Что, если плохое случается, самый очевидный выход не всегда самый правильный. И что в жестоком обществе не стоит так уж удивляться, если ребенок берет в руки автомат.
Ох, сколько воплей, сколько споров вокруг этого автомата. Будто никто в детстве не мечтал собственную школу взорвать. Или убить ненавистного обидчика. Или лечь прям вот тут и умереть, пусть поплачут! Беззлобное подтрунивание над этими желаниями давно превратилось в детлитовский мейнстрим, но, стоит взглянуть на проблему серьезно, и нате пожалуйста, грех и анафема. Есть у меня впечатление, что именно поэтому сложные вопросы второй, драматической части книги предварительно получают юмористическую окраску в части первой. И разнести эти части по отдельным изданиям, как советуют иные рецензенты, значит нарушить цельность авторского замысла, объединяющего под одной обложкой сказку и жизнь.
Единственное, что вводит в заблуждение - оформление этой самой обложки с ориентацией на младший школьный возраст. Но это уже не к автору вопрос.
|
</> |