про контрабас

Это моноспектакль, то есть он там один на сцене все 2.5 часа без антракта, ну разве что в конце минут на пять выходит девушка и поёт арию.
И вот меня сегодня только догнало, что у меня есть по поводу всего этого мысли и я хочу об этом написать.
Спектакль, говорят, очень популярный и на него трудно достать билеты (не знаю, я их не покупала - может, и так).
И ещё говорят, что критики очень хорошо его приняли и что Хабенский умница и талантище (вероятно, так).
Со своей стороны могу сказать, что люстра в зале была крутая и что я впервые заснула в театре в середине спектакля.
Дальше будут спойлеры, если кто вдруг собирался посмотреть пьесу.
Вы помните, да, что Зюскинд - автор "Парфюмера"? Ну, той книжки, где протагонист потихоньку убивает приглянувшихся ему девушек и попутно делает из них духи?
Так вот, сюжет "Контрабаса" чем-то перекликается с этим: тут главгерой, контрабасист из городского оркестра, на почве алкоголя или чего ещё поехал крышечкой - не настолько, чтобы его упекли в желтый дом коллеги (на работе его просто никто не замечает), но более чем достаточно, если понаблюдать, что он вытворяет у себя дома в одиночестве. Он влюблён в Сару, молоденькую певицу из своей консерватории, которая даже не знает о его существовании. Забегая сильно вперёд, скажу, что (если я правильно поняла сюжет, т.к. проспала середину), Сара в итоге окажется у него в холодильнике в не очень целом виде. В пакетике.
Но и ладно бы, кого в наши дни удивишь расчленёнкой
Но.
На протяжении всего спектакля герой Хабенского методично разносит в щепки свою квартиру (совершенно бесцельно, бессмысленными движениями сумасшедшего) и попутно говорит о контрабасе, об игре на контрабасе, о проблемах маленького человека, играющего на контрабасе, об оркестре, который целиком и полностью держится на человеке, играющем на контрабасе - ДВА. С ПОЛОВИНОЙ. ЧАСА он говорит об этом. Без остановки. Без антракта. С точнейшими подробностями и музыкальными терминами сумасшедший чувак 2.5 часа говорит о, чёрт бы его побрал, контрабасе. Носится с ним, сажает его за стол, пилит под ним стол, убирает его в шкаф, извлекает из него звуки, измеряет его, убирает в кофр, достаёт из кофра, пьёт с ним, ставит его вертикально, вешает на него мокрую одежду - и бог знает, что ещё. Когда я проснулась в середине спекакля, Хабенский сидел в середине сцены на треугольной лестнице с трубой от граммофона на голове, опираясь на стоящий контрабас, вся сцена была усеяна нотами и каким-то мусором, в воздухе летали перья от, очевидно, разорванной подушки. И говорил. Про контрабас (no shit!). Прямо передо мной в этот момент семейная пара встала и молча вышла из зала.
Тут должна быть какая-то подытоживающая фраза, но я в смятении.
Хабенский молодец, что выучил столько слов и сыграл их, и ему там в конце устроили standing ovation, заслужил.
Но - что это было вообще? Кому пришло в голову это поставить на сцене? Почему бы тогда просто не прочесть в свете софитов инструкцию к холодильнику или телефонный справочник?
Или нет, что не так со мной? Почему я стала так критично относиться ко всему, что отнимает мое внимание и время и не приносит при этом практической пользы? Hello? (и да, это вы слышите от человека, проводящего отпуск за просмотром бесчисленных видео youtube-влоггеров).
И да, я понимаю, что у пьесы есть глубокий или даже вполне очевидный смысл и есть message - про смысл жизни "маленьких людей", винтиков большой машины, про одиночество в толпе, про безучастность и несправедливость - но как же это всё было скучно, вот просто до зубовного скрежета.
И это не первый раз, к слову. Что-то изменилось в моём отношении к театру, либо сам театр изменился, либо мне просто не везёт с постановками в последние годы - но я, кажется, больше в него не верю.
Магия куда-то ушла.
|
</> |