Про Катанова и почту
dinasovkova — 29.01.2022Прочитала у gaechka63 про тофаларский фольклор, а там упоминается учёный Николай Фёдорович Катанов. Его имя связано с моей родной Казанью, известный этнограф и тюрколог преподавал в Казанском университете.
И сразу вспомнилась история, которую я давным-давно читала у Дины Сабитовой. Своими словами излагать не буду, всё равно лучше Дины мне не написать.
В Казанском университете работал до революции востоковед Николай Катанов. Он был хакас, родился в юрте, звали его, конечно, не Николаем Федоровичем, а Пора, сын Хызыла. Родители были крещеные.
Николай получил золотую медаль в гимназии, выучив несколько языков (немецкий, французский, латынь, греческий и что-то еще). В Петербурге он окончил университет, в его жизни были разные экспедиции за языками — в относительно неизведанные края. К тому времени в его активе были арабский, персидский, османский, татарский, башкирский и казахский языки, а также чагатайский язык. Потом он прибавил к ним многие тюркские наречия. В итоге он оказался в Казани, где преподавал в университете, занимался востоковедением. Звание доктора сравнительного языкознания honoris causa ему присвоили в 1907 году.
И вот рассказывали мне такую историю.
Зашел как-то Катанов на главпочтамт, получить почтовое отправление. Глянул на него чиновничек почтовый (наверное, очень самоуверенный юноша:) — стоит перед ним маленький, желтолицый, узкоглазенький полноватый мужичок, в потертом сюртучке, стрижен ежиком, стоит, сопит, крошечными басурманскими глазками щурится.
Смешно стало почтовому работнику:
— Знакум*, расписаться -то можешь?
(* подтрунивал почтовый чиновничек над плохим произношением, над корявым языком и над обычным обращением татарина — мол, что ожидать от татарской морды).
Мужичок взял короткими толстенькими пальцами перо...
... и своим четким, бисерно-калиграфическим почерком написал на почтовом бланке:
«Действительный статский советник, профессор Казанского Императорского университета, действительный член Императорского Русского географического общества Николай Федорович Катанов».
И расписался.
... говорят, что почтовый чиновник бежал за Катановым по всей Воскресенской улице от почтамта до университета... бежал и умолял его превосходительство простить дурака...
(в скобках скажу грустное. Коллеги профессора недолюбливали, почти открыто брюзжали, что вот еще, понабрали дикарей желтомордых в приличное место).
История из фб Дины Сабитовой
И ещё комментарий Дины Сабитовой: «Историю про Николая Катанова и почту мне рассказывал мой научрук, профессор Камиль Галиуллин. Рассказывал много раз, с удовольствием, артистично, с паузами, блестя глазами от удовольствия. Замедляя рассказ на словах «И вот — своим бисерным-летящим — почерком...». Я не знаю, откуда он взял эту историю — она мне очень нравится, но ее следов нигде в сети я не нашла (а рассказывал мне ее Камиль еще в доинтернетную эпоху). Потом я спрашивала у него в письме, откуда история, — очень уж мне она нравилась, — но ответа не получила. Тем не менее, я передала ее близко к тексту — именно так мне ее рассказали. Подпись Катанова я нашла, кстати. Не сказочно красивый почерк - но история все равно прекрасна»
Николай Фёдорович Катанов (1862-1922) — российский тюрколог, профессор Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Считается первым хакасским учёным.
В 1894 году Николай Фёдорович Катанов с семьей переехал в Казань и начал преподавать в Казанском университете.
С именем Катанова связано систематическое пополнение многих музеев Казани коллекциями народов северо-восточной части Российской империи, а научные труды учёного знакомят с разнообразным миром тюркских народов. Он проводил обширные историко-этнографические исследования, занимался сбором разнообразных предметов традиционной культуры, фольклорных текстов, беседовал с местным жителями.
Интересное о его экспедиции по Туве в 1889 году:
«В основном Н.Ф. Катанов жил на торговых факториях русских купцов,
общаясь с тувинцами, которые были непосредственно связаны с
русскими, всего он посетил 14 факторий. Здесь проявился талант
Катанова-этнографа: чтобы не вызывать подозрений, он выдавал себя
за переводчика с пограничной заставы или за писаря на купеческой
службе, а со своими информаторами расплачивался нитками, кирпичным
чаем, табаком, бумагой, карандашами и тому подобным мелочным
товаром. В результате он собрал огромный полевой материал (1122
песни, 160 загадок, 15 сказок, 35 мифов), причём информаторы
позволяли ему фиксировать их имена и возраст, чего не удавалось ни
одному из прежних исследователей» (источник)
К сожалению, в Казани не сохранился деревянный дом, где в 1909-1922 жил Николай Катанов. Зато переулок, где он находился, теперь носит его имя — Катановский.
В ужасном состоянии был дом. А потом сгорел, если не ошибаюсь..
Однако, обещают восстановить:
|
</> |