про жертв тоталитаризма и нагую правду

топ 100 блогов marss217.09.2022
(с) Александр Мелихов
..
среди  "униженных и оскорбленных"  куда больше лживых и мстительных психопатов, чем среди разнежившихся на лаврах победителей

В медовую пятилетку нашей любви с Западом я услышал на славистском симпозиуме в немецком Киле разъяснение социолога, почему плохо раскупаются российские авторы: считается, что казарменный строй, где все ходят строем, не может породить ничего интересного для утонченного западного читателя.
.
Мне пришлось сказать, что поздние советские НИИ были настоящей Касталией, где можно было наслаждаться аристократической свободой от борьбы за социальное выживание.
.
Больше меня туда не приглашали, но на встрече пен-клубов Балтийских стран я снова высказался о том, что нам мешают узнать друг друга более стереотипы, чем цензура,
и финский представитель с радостной улыбкой заверил меня, что русские да, действительно ослеплены стереотипами,
но Запад на них смотрит совершенно трезвым взглядом.
Я ответил, что спасибо и на том — по крайней мере, половина задачи уже решена,
и недавно мне попалась прогремевшая книга, где этот трезвый взгляд выражен с предельно откровенностью.
.
Софи Оксанен, дочь финна и эстонской эмигрантки, «едва ли не самая заметная фигура на поле современной финской литературы.
Она молода, однако ее перу уже принадлежат три романа,
последний из которых — "Очищение" — переведен на двадцать пять языков,
а на родине стал бестселлером и получил семь различных литературных премий, среди которых главная финская награда в области литературы — "Финская премия".
.
Роман "Очищение" посвящен истории Эстонии во второй половине двадцатого века.
Через предвзятый взгляд простой эстонской крестьянки показаны все ужасы репрессивной системы», — издательская аннотация к изданию 2010 года (СПб).
.
«Алиде смотрела на муху, а муха — на нее. Она выкатила глаза, и Алиде нацелилась. Навозная муха, на редкость крупная», — простая эстонская крестьянка не сводит с мухи своего предвзятого взгляда на протяжении страницы.
..

Всю следующую страницу этот взгляд высматривает во дворе под дождем узел величиной с человека, — так роман и разворачивается — в темпе Пруста языком физиологического очерка, полностью лишенного тонких наблюдений и неожиданных ассоциаций —одни перечисления предметов и признаков, не требующие ни наблюдательности, ни изобразительного мастерства:
.
«Вблизи узел оказался девушкой, оборванной, неопрятной, вывалянной в грязи и совершенно незнакомой.
Существом из плоти и крови, а не посланным с неба.
На щеках потеки черной туши.
На сломанных ногтях остатки красного лака.
В складках век лиловые тени.
В развившихся локонах засохли комочки лака для волос, к ним прилипли листочки серебристой вербы», — и так далее.
.
Я не шучу, именно так.
Все триста восемьдесят страниц.

.
Но, может быть, острота глаза и острота слова, поэзия и живопись и неуместны, где требуется нагая правда обо всех ужасах репрессивной системы?
Девушка-узел по имени Зара еще школьницей в советские семидесятые во Владивостоке чуть не попала под бешеную черную «Волгу», сорвавшую ей ноготь.
.
«В их коммуналке жила семья, чья дочь попала под черную «Волгу».
Милиционер козырнул и сердито сказал, что ничем помочь не может.
Так уж заведено.
Это правительственные машины, что с ними поделаешь?
Вдобавок еще семью обругали и велели убираться домой».
.

А Зару мать еще и ударила:
«Никогда, никогда близко не подходи к такой машине. Сразу беги, едва ее увидишь».
...
Такого запредельного вранья, кажется, не попадалось даже в советских книжках про американских безработных, — разве что при оруэлловском ангсоце рассказывали, что при капитализме рабочим запрещалось ходить по тротуарам.
..
Все остальное примерно так же достоверно, хотя полнейшее отсутствие индивидуальных наблюдений может говорить не только о полнейшем незнании того мира, который роува Софи пытается изображать, но и о редкостном отсутствии художественного дара.
..
Зару в начале девяностых обманом вывозит за границу сутенер Паша (ни одного индивидуального штришка) и вместе с гебистом Лаврентием (Берией?) вынуждает заниматься проституцией (Лаврентий одним движением при свидетелях сворачивает шею упрямому бизнесмену).
..
Однако финская феминистка и участница ЛГБТ-движения и о проституции не знает ничего, кроме стандартных мерзостей: «Вся эта сперма, все эти чужие волоски во рту и в горле».
Она без конца пугает, а мне не страшно, ибо не веришь ни единому ее слову, поскольку ни единого человеческого слова не произносит ни один ее персонаж. Предвзятая крестьянка говорит о своей сестре, в середине сороковых высланной в Сибирь: «Вела себя как эксплуататор. Воровала у народа».
.
Оказывается, Алиде была всю жизнь влюблена в мужа своей сестры Ханса, которому из-за сотрудничества с немцами приходится прятаться в специальном закуте в доме Алиде, вышедшей ради его спасения за коммуниста Мартина.
..
«В зубах у Мартина вечно застревали остатки лука.
Сам он был весьма тучным, с тяжелыми мышцами, тогда как кожа на руках была дряблой.
Подмышки воняли, длинные волосы от постоянного пота пожелтели и, несмотря на толщину, стали ломкими, как заржавевшая проволока.
Пупок как воронка и чуть не до колен свисающие яйца».
..
Как и положено в мелодраме, отрицательные герои и физически отвратительны, а за Хансом, месяцами не выбирающимся на волю, и ночную посуду как будто выносить не приходится.
Немецкие солдаты тоже милашки, зато русские, непривычные к ножу, соскабливают картофельную кожуру ногтями, и даже обрусевшие, вернувшийся из России эстонцы держат баранов дома, привязывая их к ножкам красивого немецкого рояля.
..
В конце концов Алиде решает бежать с Хансом, хотя, если бы об этом узнали чекисты, «все они выстроились бы в круг, с выставленными напоказ членами» — так безжалостно репрессивная система карала за связь с фашистами!
Алиде усыпляет Мартина мгновенно действующим сонным порошком, который тот «получил у энкэвэдэшника» (в репрессивной системе такие порошки обычное дело), но, обнаружив, что Ханс и теперь не желает забыть свою жену, усыпляет заодно и его и замуровывает в его же укрывище, выражаясь языком Солженицына.
..
В финале этой невыносимо тягомотной белиберды Алиде спасает оказавшуюся внучкой Ханса Зару (да! она сквозь все разрывы интимных мест проносит пионерский значок с маленьким Лениным), застрелив для этого Пашу с Лаврентием, и поджигает дом, чтобы буквально сгореть на костре немыслимой любви.
...
На одном украинском сайте я прочел, что «Оксанен — как острый финский нож в заднем проходе русского урапатриотизма», и лучшего местопребывания для этого романа действительно и пожелать невозможно.
..
Но что можно сказать о тех, кто способен верить подобной ахинее?
Это какие-то простодушные дети, готовые верить и сочувствовать всем «униженным и оскорбленным», еще не догадываясь, что среди них куда больше лживых и мстительных психопатов, чем среди разнежившихся на лаврах победителей.
.
Победители надеются, что их и так полюбят, за их подвиги, — и зря.
.
Им (нам) нужно не вламываться в обиды, а терпеливо, не жалея медяков, издавать собственные книги на тех же двадцати пяти языках:
глядишь, лет через сто и мы завоюем симпатию у одного процента европейского населения:
сильным, а следовательно опасным всегда симпатизировать будут очень немногие.
.
========================
из комментов
.
Покойный Ян Каплинский написал когда-то эссе о Софи Оксанен, очень достойное. По-английски, я его перевела и опубликовала в Фейсбуке. Кроме того, цитировала его в одной из своих колонок примерно десятилетней давности, в Финляндии.
Каплинского очень чехвостили за его точку зрения (выражавшуюся в том, что он отказывается считать, что советская жизнь в Эстонии, жизнь его родителей и его самого была сплошным страданием). Меня чехвостили в меру.
.
Этот бред лишь дискредитирует реальные страдания. Унижения в основном.
.
Социальный конформизм достаточно мощное средство гомеостаза людей.
Они встают на сторону Гулливера, и симпатизируют ему, а совсем не лиллипутам и не великанам.
Люди воспринимают марсиан ,Уэллса как врагов.
Все зависит от того с кем себя ассоциируют читатели.
Единственно, кто попытался преодолеть этот барьер Были Стругацкие.
А вот тут самая интересная социальная статистика - статистика читательских, и зрительских предпочтений.
.
https://vk.com/wall707856104_1747
.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Рассмотрев опыт ферм по выращиванию крупных питонов в Азии, ученые пришли к выводу, что это один из эффективных, но в то же время наименее вредных для экологии видов животноводства. По мнению исследователей, людям стоит всерьез задуматься о его внедрении в массовых масштабах. ( Read ...
На Сенсусе опубликована часть интервью с антопологои-антикапиталистом Дэвидом Грэбером. Среди прочих занятных вещей он говорит следующее: На самом деле рынки развились не как способ удобного обмена между знакомыми людьми или случайными ...
Кулинарные изыски иногда заканчиваются весьма неоднозначными вещами. Прямо как тут. Возможно, автор данного кулинарного шедевра хотел как лучше, но по итогу где-то заулыбался Ганнибал Лектер. ...
МалышОк родился маленьким. Поэтому вообщем то к нему и приклеилось это имя. Сейчас как то странно называть Малышком красивого, сильного и стройного кота, но уж как есть :) У людей тоже бывают Малыши под 180 кг весом :) Он, когда появился на свет, был таким трогательным комочком, что ...
У меня немного странная проблема, ну уж как есть :). У нормальных людей проблема с маломолока, а у меня с много :). Гиперлактация, с которой я ничего не могу поделать, уже второй раз. В общем и целом жить она не мешает, лактостазов не бывает и тд. Но если старшая моя девочка была ...