Про хорошее кино про войну ( по К.Шишкину)

топ 100 блогов monetam12.12.2024

       Хороший вопрос — как правильно использовать кинематограф для изучения военной истории. 

Конечно, самих кинематографистов вопросы истории мало волнуют. Мало того, многие аспекты им даже мешают, поскольку кино требует зрелищности, а её в реальной войне не всегда достаточно. Но вопрос с тем, как совместить зрелищность и реалистичность (или историчность) решается крайне легко, было бы желание. Тем более в нынешний век цифровых технологий, хорошо подать можно всё. Не экономить на консультантах и приглашать не тех, у кого титул красивый, а тех, кто разбирается в соответствующих вопросах.

А в том, что касается исторической достоверности, так тут проблем ещё меньше, на мой взгляд. Просто надо описывать реальные события, а среди них героических так много, что хватить экранизировать ещё много лет. И мы сможем действительно показать нашему населению, особенно молодёжи, что война — это большой и общий подвиг всего народа. Пока, к сожалению, снимая фильмы по событиям вымышленным, вроде панфиловцев, мы лишь даём повод нашим ненавистникам утверждать, что ничего героического не было, а были лишь штрафбаты и заградотряды.

Давайте попробуем на примерах. Поскольку два основных жанра — это фильмы об отдельных подвигах и киноэпопеи, то я готов предложить две идеи для сценариев в каждом жанре.

Вариант первый — просто односерийный фильм.

Я специально в начале не буду называть имён, давайте сначала анонимно.

Первая часть фильма знакомит нас с главными героями — Лейтенантом и двумя десятками бойцов гвардейской дивизии. Мы видим грандиозную панораму наступления наших войск на Харьков весной 1943 года. А затем и контрудар немцев. В это вплетаются разные сюжеты с рядовыми участниками тех событий — бои, походы, редкий отдых. Думаю, как раз эта часть наиболее понятна и по условному шаблону. Так строили почти все лучшее советские фильмы этого жанра и нет смысла что-то менять.

И вот главный день. Дивизия занимает позиции в деревне. Лейтенанту приказывают собрать сводный взвод и занять позицию на окраине деревни. Можно позволить себе художественный вымысел (мы не знаем, было ли это так) и предположить, что задачу взвода знал или даже просто о ней догадывался лишь лейтенант.

Итак, бойцы занимают позицию, окапываются и ждут. На снежных полях появляются немцы, порядок походный, впереди разведка. Наши бойцы подпускают головную бронемашину и бьют по ней из противотанкового ружья, а затем открывают огонь из всего оружия.

Немецкие танкисты видят нашу позицию и с предельной дистанции открывают огонь, а затем на всякий случай требуют артиллерийскую поддержку. И с немецкой стороны, а затем и с нашего НП мы видим, как позиция взвода превращается в море огня и дыма. И понимаем, что герои погибли.

А немецкие танки и пехоты разворачиваются в боевые порядки и наступают на обнаруженные ими позиции взвода, которую принимают за передовые главных сил. И попадают на минное поле. Но этого мало. От деревни, во фланг немцам начинается бить вся имеющая артиллерия, открывают огонь зарытые на окраине танки, а затем залп «Катюш» превращает поле в море огня. И мы понимаем, что взвод пошёл на верную смерть, чтобы отвлечь на себе врага, обмануть, заставить развернуться и подставить борта своих танков под кинжальный огонь наших пушек. Увы, но таковы суровые будни войны.

Немцы, оставив на поле несколько горящих танков и бронемашин вынуждены под огнём отойти, чтобы перестроиться. Начинается штурм деревни, немцы врываются на линию передних домов, их выбивают контратакой наша пехота и танки. Наши бойцы выходят на позицию погибшего взвода, где всё изрыто немецким минами и снарядами. И вдруг видят живых бойцов. Израненных, искалеченных, но живых. Один, второй, третий… последним находят изувеченного Лейтенанта. Его бережно выносят на солдатской шинели в тыл.

Затем мы видим штаб, генералу приносят представление на присвоение звания Героев Советского Союза всему взводу посмертно. Он его подписывает.

Ну а в финале мы видим памятник взводу и слышим слова диктора или читаем титры о том, что Лейтенант остался жив, прожил ещё немало лет, умер тогда-то и похоронен там-то.

Как вы считаете, достойный сюжет для фильма?

Теперь фамилия лейтенанта, которую я не хотел писать в начале, поскольку в советской истории его настоящий подвиг никому не известен был, а была выдуманная нелепая история, для которой использовали его фамилию, думая, что он погиб. Награждён же весь взвод был посмертно, о том, что кто-то выжил тогда не знали. Его звали Пётр Николаевич Широнин, командовал он взводом 78-го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии. Бой свой последний он принял у села Тарановка Харьковской области 5 марта 1943 года.

Ну а назвать фильм можно «Подвиг взвода лейтенанта Широнина».

Если же говорить про жанр киноэпопеи, в духе «Освобождения» Юрия Озерова, то вроде бы сразу просится тема Ржевской битвы. Как раз четыре основных этапа укладываются в четыре серии. Впрочем, я бы включил ещё и пятый эпизод — немецкая операция «Смерч» и все действия летом в район Сухиничи и Козельска. Они хоть формально и были в другом месте, но к теме Ржевского выступа имеют прямое отношение.

Все боевые действия очень зрелищные, при сегодняшних возможностях показать панорамы наступления крупных сил пехоты с танками, высадку воздушного десанта, рейды кавалерии можно очень увлекательно. Трагедия окружённой армии генерала Ефремова и его гибель (при неизвестных обстоятельствах). Окружение и разгром нашего 1-го механизированного корпуса генерала Соломатина (про которого сняли не очень правдивый фильм «Корпус генерала Шубникова») и та же участь Добровольческого Сибирского корпуса имени Сталина, про который вообще стараются забыть.

Я бы ещё обязательно упомянул про неудавшееся наступление генерала Рокоссовского, известное, как Дмитриев-Севская операция. Показать, как в штабе генерала Пуркаева ждут сообщения, что войска Центрального фронта уже где-то под Гомелем, собираются наступать на Смоленск для соединения с армиями Рокоссовского, а сообщений всё нет. И вместо этого сообщение, что немцы уходят из-под Ржева.

Вроде бы отличная тема, но у неё есть недостаток — слишком печальный финал, а завершать такие фильмы надо на какой-то позитивной ноте.

Потому идеальной, на мой взгляд, темой для киноэпопеи, стала бы битва за Орёл.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Портрет, карикатура, шарж на заказ по фото В этом году вы можете сделать удивительный и уникальный подарок своим близким, друзьям или родственникам. У вас есть интересные фотографии вашей семьи, домашнего любимца вашей мамы или уникальный ...
Осень в отдельно взятой квартире. Желтые листья на старом паркете. С боем часов поржавевшие гири. Тютчева томик на пыльном буфете. Жалобный треск патефонной иголки. Голос давно позабытой певицы. Ветром холодным распахнуты створки. Память как призрак листает страницы... Там, за окном, ...
Вчера звонит женщина - с сыном беда. А я слышу он у нее за спиной стоит. Дайте, говорю, ему трубку. Спрашиваю: Чем колешься? Отвечает: Винтом. Не сплю пол года! Спасите меня, помогите, не могу больше! Только вы меня бить будете, а я все равно никого не ...
R ANDOM Да по телеку видела передачу про него,давненько уже.Кажется,по НТВ. Было ...
Наталья Зубаревич, племяшка сфоткала, сидела напротив. А под катом чья-то сбежавшая невеста. ...