Про хорошее кино про войну ( по К.Шишкину)

Хороший вопрос — как правильно использовать кинематограф для изучения военной истории.
Конечно, самих кинематографистов вопросы истории мало волнуют. Мало того, многие аспекты им даже мешают, поскольку кино требует зрелищности, а её в реальной войне не всегда достаточно. Но вопрос с тем, как совместить зрелищность и реалистичность (или историчность) решается крайне легко, было бы желание. Тем более в нынешний век цифровых технологий, хорошо подать можно всё. Не экономить на консультантах и приглашать не тех, у кого титул красивый, а тех, кто разбирается в соответствующих вопросах.
А в том, что касается исторической достоверности, так тут проблем ещё меньше, на мой взгляд. Просто надо описывать реальные события, а среди них героических так много, что хватить экранизировать ещё много лет. И мы сможем действительно показать нашему населению, особенно молодёжи, что война — это большой и общий подвиг всего народа. Пока, к сожалению, снимая фильмы по событиям вымышленным, вроде панфиловцев, мы лишь даём повод нашим ненавистникам утверждать, что ничего героического не было, а были лишь штрафбаты и заградотряды.
Давайте попробуем на примерах. Поскольку два основных жанра — это фильмы об отдельных подвигах и киноэпопеи, то я готов предложить две идеи для сценариев в каждом жанре.
Вариант первый — просто односерийный фильм.
Я специально в начале не буду называть имён, давайте сначала анонимно.
Первая часть фильма знакомит нас с главными героями — Лейтенантом и двумя десятками бойцов гвардейской дивизии. Мы видим грандиозную панораму наступления наших войск на Харьков весной 1943 года. А затем и контрудар немцев. В это вплетаются разные сюжеты с рядовыми участниками тех событий — бои, походы, редкий отдых. Думаю, как раз эта часть наиболее понятна и по условному шаблону. Так строили почти все лучшее советские фильмы этого жанра и нет смысла что-то менять.
И вот главный день. Дивизия занимает позиции в деревне. Лейтенанту приказывают собрать сводный взвод и занять позицию на окраине деревни. Можно позволить себе художественный вымысел (мы не знаем, было ли это так) и предположить, что задачу взвода знал или даже просто о ней догадывался лишь лейтенант.
Итак, бойцы занимают позицию, окапываются и ждут. На снежных полях появляются немцы, порядок походный, впереди разведка. Наши бойцы подпускают головную бронемашину и бьют по ней из противотанкового ружья, а затем открывают огонь из всего оружия.
Немецкие танкисты видят нашу позицию и с предельной дистанции открывают огонь, а затем на всякий случай требуют артиллерийскую поддержку. И с немецкой стороны, а затем и с нашего НП мы видим, как позиция взвода превращается в море огня и дыма. И понимаем, что герои погибли.
А немецкие танки и пехоты разворачиваются в боевые порядки и наступают на обнаруженные ими позиции взвода, которую принимают за передовые главных сил. И попадают на минное поле. Но этого мало. От деревни, во фланг немцам начинается бить вся имеющая артиллерия, открывают огонь зарытые на окраине танки, а затем залп «Катюш» превращает поле в море огня. И мы понимаем, что взвод пошёл на верную смерть, чтобы отвлечь на себе врага, обмануть, заставить развернуться и подставить борта своих танков под кинжальный огонь наших пушек. Увы, но таковы суровые будни войны.
Немцы, оставив на поле несколько горящих танков и бронемашин вынуждены под огнём отойти, чтобы перестроиться. Начинается штурм деревни, немцы врываются на линию передних домов, их выбивают контратакой наша пехота и танки. Наши бойцы выходят на позицию погибшего взвода, где всё изрыто немецким минами и снарядами. И вдруг видят живых бойцов. Израненных, искалеченных, но живых. Один, второй, третий… последним находят изувеченного Лейтенанта. Его бережно выносят на солдатской шинели в тыл.
Затем мы видим штаб, генералу приносят представление на присвоение звания Героев Советского Союза всему взводу посмертно. Он его подписывает.
Ну а в финале мы видим памятник взводу и слышим слова диктора или читаем титры о том, что Лейтенант остался жив, прожил ещё немало лет, умер тогда-то и похоронен там-то.
Как вы считаете, достойный сюжет для фильма?
Теперь фамилия лейтенанта, которую я не хотел писать в начале, поскольку в советской истории его настоящий подвиг никому не известен был, а была выдуманная нелепая история, для которой использовали его фамилию, думая, что он погиб. Награждён же весь взвод был посмертно, о том, что кто-то выжил тогда не знали. Его звали Пётр Николаевич Широнин, командовал он взводом 78-го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии. Бой свой последний он принял у села Тарановка Харьковской области 5 марта 1943 года.
Ну а назвать фильм можно «Подвиг взвода лейтенанта Широнина».
Если же говорить про жанр киноэпопеи, в духе «Освобождения» Юрия Озерова, то вроде бы сразу просится тема Ржевской битвы. Как раз четыре основных этапа укладываются в четыре серии. Впрочем, я бы включил ещё и пятый эпизод — немецкая операция «Смерч» и все действия летом в район Сухиничи и Козельска. Они хоть формально и были в другом месте, но к теме Ржевского выступа имеют прямое отношение.
Все боевые действия очень зрелищные, при сегодняшних возможностях показать панорамы наступления крупных сил пехоты с танками, высадку воздушного десанта, рейды кавалерии можно очень увлекательно. Трагедия окружённой армии генерала Ефремова и его гибель (при неизвестных обстоятельствах). Окружение и разгром нашего 1-го механизированного корпуса генерала Соломатина (про которого сняли не очень правдивый фильм «Корпус генерала Шубникова») и та же участь Добровольческого Сибирского корпуса имени Сталина, про который вообще стараются забыть.
Я бы ещё обязательно упомянул про неудавшееся наступление генерала Рокоссовского, известное, как Дмитриев-Севская операция. Показать, как в штабе генерала Пуркаева ждут сообщения, что войска Центрального фронта уже где-то под Гомелем, собираются наступать на Смоленск для соединения с армиями Рокоссовского, а сообщений всё нет. И вместо этого сообщение, что немцы уходят из-под Ржева.
Вроде бы отличная тема, но у неё есть недостаток — слишком печальный финал, а завершать такие фильмы надо на какой-то позитивной ноте.
Потому идеальной, на мой взгляд, темой для киноэпопеи, стала бы битва за Орёл.
|
</> |