![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcommegumi_ikeda69319536578703578703_800.jpg)
Про героев и ковбоев
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Помимо апологии белой протестантской Америки тут очень отчетливо выражается тоска современного человека по уходящей натуре - по клану, роду, сообществу, к которому принадлежишь по праву рождения, которое и определяет твою жизнь, и оберегает ее. Джон Даттон - это зримое воплощение тяготения горожанина, живущего в мире атомизированных индивидов и относительных истин, к архетипичной такой отцовской фигуре - защитнику, руководителю, вожаку. И да, не могу не заметить в скобках, как же сильно этот образ отличается от карикатурного, сейчас почему-то активно насаждаемого образа "настоящего мужика", который пытается выбить полагающиеся ему почести, стуча кулаком по столу. Одна из правдивейших особенностей образа Джона Даттона состоит в том, что ему, как и джек-лондоновскому Время-не-ждет, например, вообще не нужно талдычить: "Я здесь лидер!" Чтобы за тобой шли люди, надо первым идти вперед, навстречу всему, что готовит изменчивая судьба, и такие, как Джон, идут. Возглавляя и одновременно закрывая собой всех доверившихся. Тяготение современности к архаике - это вообще богатая тема. В период глобального разочарования в больших делах и больших идеологиях сознание человека начинает желать самых простых и базовых привязанностей - к семье, роду. Показательно, что в противовес предыдущим поколениям покорителей фронтира Даттоны подчеркнуто нерелигиозны. В этом мире имеют значение только самые архаичные формы связи - кровные.
Вместе с тем фильм хорошо передает не только тоску по старому укладу и старым идеалам семьи и отцовства, но и связанные с ними страхи современного человека. Потому что семья такого рода не только защищает, но и подавляет. Отцу, подобному старшему Даттону, непросто угодить, потому что в обмен на абсолютное покровительство требуется абсолютная же преданность. Род - это категория, противоположная индивидуальности. В этом смысле показательно, что каждый из детей Джона Даттона так или иначе восстает против этой давящей родовой власти, так или иначе ранен ею, и, собственно, вот это вот балансирование на грани страха и привязанности, любви и бунта составляет основной нерв фильма и, наверное, символизирует отношение нового мира со старым вообще.
Вообще эта двойственность старого и нового, неоднозначность оценки и постоянная переоценка в фильме проявляются повсеместно. Взять вот одного из главных антагонистов, вождя местного индейского племени Томаса Рейнуоттера. На первый взгляд он представляет собою еще более консервативную традицию, чем Даттон. Для вождя ранчеро такой же нахальный пришелец-захватчик, как для самого ранчеро - городские бизнесмены. Вождь прямым текстом озвучивает, что пришел восстановить древнее индейское право, что он - противоположность прогресса. После чего... собирается строить на землях своего племени казино, потому что это позволит прищучить давнего врага. А сам Даттон ехидно замечает прямо посреди спича по поводу угнетенного народа, что сам Рейнуоттер никогда не голодал и вообще учился в Гарварде. Хочет вождь того или нет, но он сам - часть мира, построенного даттонами. И это, конечно, то, что нашему современному мировоззрению еще предстоит как-то принять и переварить. Помнить, на чьих плечах ты стоишь, все-таки надо, хотя порой и дискомфортно.
![Про героев и ковбоев Про героев и ковбоев](https://ic.pics.livejournal.com/megumi_ikeda/69319536/578703/578703_800.jpg)
С 1886-го Даттонов всегда хоронили там, в трехстах метрах от моего заднего крыльца. От моего прапрадеда, до моей жены и старшего сына. Когда на ранчо вырастает дерево, я знаю, что его питает. И это для нас лучший выход. Ведь мы живем не ради сегодня.
|
</> |
![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcommegumi_ikeda69319536578703578703_800.jpg)