Про фигуры речи — "рабство" (по ivanov_petrov).

топ 100 блогов monetam17.08.2022

Представьте себе: в некотором мире люди все время боятся того, чего в их мире не существует. Они ругают это, укоряют своих противников в поддержке этого, строят жизнь, чтобы этого не случилось. Предпринимают усилия, чтобы некий призрак не напал на них.


Вот разговоры о Боге. Треть объема - взаимные заклинания, что "раб Божий" - это омерзительно и свободный человек никогда не будет рабом, а кто за рабство - тот козёл и не заманите. Вот разговоры о древнем мире. Там много чего было, в целом это устойчивый быт, в котором люди чувствовали себя примерно как сейчас - любой быт обладает этим свойством: уверенной устойчивости, обыденности. Разве что сейчас нервнее, тревожней - известное дело, большие города, конкурентная работа. Сытнее, безопасней и тревожней. Но о чем говорят, если вспоминают древний мир? О рабстве - рабы построили Парфенон и пирамиды, рабы обеспечивали королей и кормили военачальников, рабов грабили, убивали и угнетали. И даже: вот разговор о семейной жизни, о жизни вдвоем, о мужчине и женщине. Не скажу, что треть - но существенная тема: кто там раб. Ах, он меня за рабыню держит, я вынуждена прислуживать... Ух, она меня, как раба, запрягла..



В массе тем всплывает рабство - и служит привычным аргументом. Прямо гитлер какой-то. Рабство ужасно пугает, служит неотразимым аргументом. Читаю о дореформенной орфографии, о ятях - и реплики: это им, грамотным, рабов не хватает, интеллигенты проклятые, все хотят рабов завести. Просто по любому поводу удается выразить людям свое негодование и неприятие, приплетя рабство. Какие рабы у интеллигентов? при чем тут грамотность и яти?


Вопрос: как думаете, почему отсутствующее в реальности рабство вызывает столь острые чувства?


Мне бы казалось, что рабство в нашем мире существует, однако у подавляющего числа говорящих нет такого опыта и близко. Они не сидели в яме на Кавказе. Вряд ли ругающиеся живут в Мавритании. Говорят, в Ливии торгуют рабами от ста баксов - что, многие бывали на тех аукционах? Рабство существует, но это довольно ограниченная практика в весьма особенных социальных условиях. В жизни, которую ведут большинство боящихся рабства, воровство, грабежи, изнасилования и убийства много более распространены, чем рабство, которое - экзотическая редкость.


Почему же люди так страстно цепляются за ненависть к опасности дальней, маловероятной, не присутствующей в жизни ни их, ни близких?


Напрашивающийся ответ: стало метафорой. Потеряло прямой смысл, никто и не думает... Как мат. Кто же себе въяве представляет то, что он же и говорит. Это ж с ума сойти. Это просто эмоции так выражают, да-да, и про маму тоже - ну разумеется, ничего личного. Почему не верю в такой ответ: по примерам реальных разговоров видно, что - нет, там и аргументация, и следствия, там содержательное использование - это употребляется не как обессмысленное ругательство.


Другой ответ: расширение смысла. Тяготы, достающиеся на долю женщины в семейной жизни, называются рабством, однажды я слышал, как о себе такое говорила женщина, в доме которой приготовление ужина (а ничего больше в том доме не готовили) состояло в запихивании купленной пиццы в микроволновку. - Да, такое расширение смысла точно присутствует. Но, мне кажется, объяснить ненависть к рабству таким образом нельзя. Часто любой наемный труд называют рабством, но я о другом - когда из речи видно, что рабство имеется в виду в более тесном смысле.
Почему на убийство нет такой реакции? Кого устыжают в аргументации, что сказать так, как он - это ну прямо убить, защищать убийство? Если такое представить - это было бы слабым аргументом. В ответ скажут: ну и чо? Ну да, убил бы. Убийства сейчас не стесняются, трудно выстроить риторику, которая устыжала бы оппонента - что, мол, он прямо как убийца. А вот указать, что оппонент - сторонник рабства, по его словам получается, что он хотел бы себе рабов - это поймать оппонента, это страшное обвинение, оппоненту станет стыдно.
Чем действительно переполнена социальная жизнь сейчас, что составляет её фон и основную ткань - это ложь и равнодушие. Это практически все осознают. Насколько этого много - легко выяснить, решив, к примеру, некий срок не лгать - совсем. Это весьма нетривиальный опыт, и для практики невранья потребуется хорошо подумать, придется произвести изменения мышления. Это всем известно. Этот переизбыток лжи практически никому не нравится - но тем пороком, которого стыдятся "все честные люди", считается рабство, а вовсе не привычно-оглушающая ложь.
Почему в нашем современном мире таким успехом пользуются обвинения в том, что некто одобряет рабство, почему так боятся и ненавидят рабское состояние? Никто в этом состоянии не был, и ни от кого не слышал даже рассказов, каково жить в этом состоянии - но все страшно боятся? и боятся именно этого, а не очень опасных и действительно ужасных вещей, которые вполне реальны?




Ну а я вот считаю, что это фигура речи, не более.


 И идет она со школьных времен- когда юные создания с впечатлительным сознанием  слишком близко к сердцу принимают патетику учителя на уроках истории Древнего мира. 


   А потом  такое впечатление превращается в  штамп сознания, когда хочешь себя  представить как  очень трудолюбивое , но угнетаемое  создание, к которому никто не благодарен за его труды и усердие, а наоборот, всячески угнетают и третируют.


 Вот и всё. Не надо ничего понимать буквально.   


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодняшний пост только для своих! Для тех, кто способен с пониманием отнестись к чужим пробам пера и не рубить, так сказать, на корню. Я уже давно хотела попробовать для блога видео формат. Наконец решила эту задумку осуществить. Если с фото хоть какой-то опыт есть, то видео я вообще в жи ...
Притяжение 11:47:42 DSC_1215 Taken on September 17, 2017 Nikon Df ,50.0 mm f/1.8 ƒ/1.8 50.0 mm 1/100 140 Rīga,  Latvija Riga Doll Art ...
Хотелось посмотреть на Белое озеро, но, увы, проспал :-( Утешаю себя тем, что, скорее всего, проходили его во тьме, поскольку рассвет застал как раз на Шексне: река в необычной едва заметной розоватой дымке! ...
Есть люди, с которыми я очень люблю разговаривать. Затронь любую тему и получишь ответ, разумный, взвешенный, прочувствованный. Причем совершенно не важно, совпадают наши мнения или они в корне отличаются, дискуссия получается интересной и потом долго с удовольствием перевариваешь ...
Граф Г.К. Моряки. Очерки из жизни морского офицера. 1897-1905. М., 2018. С. 183-190.  Транспорт "Иртыш". Фото из интернета. 3-го марта (1905 года — А.П.) эскадра вышла в ...