Про фигуры речи — "рабство" (по ivanov_petrov).
monetam — 17.08.2022Представьте себе: в некотором мире люди все время боятся
того, чего в их мире не существует. Они ругают это, укоряют своих
противников в поддержке этого, строят жизнь, чтобы этого не
случилось. Предпринимают усилия, чтобы некий призрак не напал на
них.
Вот разговоры о Боге. Треть объема - взаимные заклинания,
что "раб Божий" - это омерзительно и свободный человек никогда не
будет рабом, а кто за рабство - тот козёл и не заманите. Вот
разговоры о древнем мире. Там много чего было, в целом это
устойчивый быт, в котором люди чувствовали себя примерно как сейчас
- любой быт обладает этим свойством: уверенной устойчивости,
обыденности. Разве что сейчас нервнее, тревожней - известное дело,
большие города, конкурентная работа. Сытнее, безопасней и
тревожней. Но о чем говорят, если вспоминают древний мир? О рабстве
- рабы построили Парфенон и пирамиды, рабы обеспечивали королей и
кормили военачальников, рабов грабили, убивали и угнетали. И даже:
вот разговор о семейной жизни, о жизни вдвоем, о мужчине и женщине.
Не скажу, что треть - но существенная тема: кто там раб. Ах, он
меня за рабыню держит, я вынуждена прислуживать... Ух, она меня,
как раба, запрягла..
В массе тем всплывает рабство - и служит привычным
аргументом. Прямо гитлер какой-то. Рабство ужасно пугает, служит
неотразимым аргументом. Читаю о дореформенной орфографии, о ятях -
и реплики: это им, грамотным, рабов не хватает, интеллигенты
проклятые, все хотят рабов завести. Просто по любому поводу удается
выразить людям свое негодование и неприятие, приплетя рабство.
Какие рабы у интеллигентов? при чем тут грамотность и
яти?
Вопрос: как думаете, почему отсутствующее в реальности
рабство вызывает столь острые чувства?
Мне бы казалось, что рабство в нашем мире существует, однако
у подавляющего числа говорящих нет такого опыта и близко. Они не
сидели в яме на Кавказе. Вряд ли ругающиеся живут в Мавритании.
Говорят, в Ливии торгуют рабами от ста баксов - что, многие бывали
на тех аукционах? Рабство существует, но это довольно ограниченная
практика в весьма особенных социальных условиях. В жизни, которую
ведут большинство боящихся рабства, воровство, грабежи,
изнасилования и убийства много более распространены, чем рабство,
которое - экзотическая редкость.
Почему же люди так страстно цепляются за ненависть к
опасности дальней, маловероятной, не присутствующей в жизни ни их,
ни близких?
Напрашивающийся ответ: стало метафорой. Потеряло прямой
смысл, никто и не думает... Как мат. Кто же себе въяве представляет
то, что он же и говорит. Это ж с ума сойти. Это просто эмоции так
выражают, да-да, и про маму тоже - ну разумеется, ничего личного.
Почему не верю в такой ответ: по примерам реальных разговоров
видно, что - нет, там и аргументация, и следствия, там
содержательное использование - это употребляется не как
обессмысленное ругательство.
Другой ответ: расширение смысла. Тяготы, достающиеся на долю
женщины в семейной жизни, называются рабством, однажды я слышал,
как о себе такое говорила женщина, в доме которой приготовление
ужина (а ничего больше в том доме не готовили) состояло в
запихивании купленной пиццы в микроволновку. - Да, такое расширение
смысла точно присутствует. Но, мне кажется, объяснить ненависть к
рабству таким образом нельзя. Часто любой наемный труд называют
рабством, но я о другом - когда из речи видно, что рабство имеется
в виду в более тесном смысле.
Почему на убийство нет такой реакции? Кого устыжают в аргументации,
что сказать так, как он - это ну прямо убить, защищать убийство?
Если такое представить - это было бы слабым аргументом. В ответ
скажут: ну и чо? Ну да, убил бы. Убийства сейчас не стесняются,
трудно выстроить риторику, которая устыжала бы оппонента - что,
мол, он прямо как убийца. А вот указать, что оппонент - сторонник
рабства, по его словам получается, что он хотел бы себе рабов - это
поймать оппонента, это страшное обвинение, оппоненту станет
стыдно.
Чем действительно переполнена социальная жизнь сейчас, что
составляет её фон и основную ткань - это ложь и равнодушие. Это
практически все осознают. Насколько этого много - легко выяснить,
решив, к примеру, некий срок не лгать - совсем. Это весьма
нетривиальный опыт, и для практики невранья потребуется хорошо
подумать, придется произвести изменения мышления. Это всем
известно. Этот переизбыток лжи практически никому не нравится - но
тем пороком, которого стыдятся "все честные люди", считается
рабство, а вовсе не привычно-оглушающая ложь.
Почему в нашем современном мире таким успехом пользуются обвинения
в том, что некто одобряет рабство, почему так боятся и ненавидят
рабское состояние? Никто в этом состоянии не был, и ни от кого не
слышал даже рассказов, каково жить в этом состоянии - но все
страшно боятся? и боятся именно этого, а не очень опасных и
действительно ужасных вещей, которые вполне реальны?
Ну а я вот считаю, что это фигура речи, не более.
И идет она со школьных времен- когда юные создания с впечатлительным сознанием слишком близко к сердцу принимают патетику учителя на уроках истории Древнего мира.
А потом такое впечатление превращается в штамп сознания, когда хочешь себя представить как очень трудолюбивое , но угнетаемое создание, к которому никто не благодарен за его труды и усердие, а наоборот, всячески угнетают и третируют.
Вот и всё. Не надо ничего понимать буквально.
|
</> |