Про феску


Понятно только, что это очень древний головной убор, который под разными названиями и в слегка разном виде даже не много веков, а несколько тысячелетий существовал на Ближнем Востоке, в Южной и Восточной Европе и в Северной Африке.
Неясно, откуда эта шляпа ведет свои истоки, но больше всего распространено мнение, что из Древней Греции
В Древней Греции и прилегающих регионах на голове носили пилеус (pileus) - войлочную шапку без полей, чаще всего в форме колпака, но существовали и круглые, и квадратные виды пилеуса

Из Древней Греции пилеус попал в Древний Рим и его круглый вариант даже стал военным головным убором, который назывался паннонская шапка (pileus pannonicus)

Римская мозаика, возможно, с изображением императора Максимиана 285 - 310 гг. на Вилле Романа или Эрикулии или Казале-дей-Сарачени, Моргантина, Сицилия. Император в паннонской шапке

Монеты с изображением императора Константина 306 — 337 гг н. э. Император в паннонской шапке
Император Константин, как известно, сделал христианство государственной религией, и он же перенес столицу Римской империи в Константинополь. Соответственно войлочный пилеус был традиционным головным убором в Византийской империи.

Фрагмент скульптурной композиции "Четыре тетрарха" на венецианском соборе Сан-Марко, примерно 300 г. н.э. Была вывезена из константинопольского Филадельфейона после Четвертого Крестового похода (1202—1204 год) и разграбления Константинополя Те же самые военные паннонские пилeусы
Кроме того в Византии императорская семья и знать носили формальный головной убор под названием "камилавка" ( или скиадий) - это был головной убор, сделанный не просто из войлока, а из верблюжей шерсти, видимо, более ценной, редкой и дорогой. От греческого слова "верблюд" эту шапку и назвали "камилавка".
Скиадий/камилавка иногда приобретали очень причудливые формы, посмотрим на более релевантное.

Феодор Синадин - византийский аристократ XIV века, государственный деятель, полководец, мегадука, протостратор, протовестиарий, наместник ряда территорий, с женой

Изображение на воротах Филарета Папской базилики Святого Петра в Ватикане, сделанная Антонио ди Пьетро Аверлино ок. 1400 - 1469 гг. Головной убор - камилавка
Камилавка существует до сих пор и сейчас прочно ассоциируeтся с одеждой православных священников, причем в России и Греции камилавки выглядят слегка по-разному.

Слева греческий священник в камилавке, справа русские православные священники. Не уверена, что современные камилавки делают именно из шерсти верблюда
Византийская империя пала в 1453 году, на месте Византии образовалась Османская империя, а там носили тюрбаны.
Но не все. В Турции были такие янычары, а в Египте были некие мамлюки. И янычары, и мамлюки были профессиональной военной кастой, воспитаной из рабов. И вот эти мамлюки с янычарами носили свои собственные головные уборы, причем высокие.

Мехмед I (1413 – 1421) со своими сановниками. Османская миниатюра, хранящаяся в Стамбульском университете. Султан и сановники все в тюрбанах, а слева стоят янычары в высоких войлочных колпаках
Но это не фески. Фески, или тарбуши по-арабски, носили мамлюки в Египте

До конца XIX века единственным местом в мире, где валяли такие головные уборы, крася их красной краской из коры кизила, был марокканский город Фес. Кстати, сами марокканцы не носили красных тарбушей-фесок, по крайней мере, согласно всем сохранившимся историческим изображениям, крайне редким, знать вся ходила в тюрбанах, а не в тарбушах)

Город Фес был столицей Марокко и центром кожевенной промышленности, где кожи не только дубили, но и красили. И красильни эти красить кроме кожи могли и одежду тоже. Кстати, эти средневековые красильни до сих пор сохранились и до сих пор действуют. Выглядят они вот так

Поскольку турецкие фески были сделаны из красного (кизилового) войлока из марокканского города Феса, шапка стала называться феской. И именно это название закрепилось, так как в Турции это был официальный головной убор, а у арабов с тарбушем - нет, не только не официальный, но еще и не самый распространенный.

Слева султан Махмуд II (1808—1839) в феске, на портрете после реформы одежды 1826 года. Справа композитор Деде Эфенди (1778, Стамбул — 1846) в феске с повязанным сверху на манер тюрбана полотном.
В Италии под влиянием Итало-турецкой войны мода на фески получила распространение среди "чёрнорубашечников". В эпоху фашизма в 1920—1940-х годах фески чёрного цвета стали одним из символов этого движения.

Черная феска чернорубашечников
В Египте фески сохранилась до 1950-х годов.
Сейчас феску носит мало кто. Во-первых, это официальный головной убор некой масонской организации под названием Shriners

Shriners
Во-вторых, это национальный головной убор крымских татар

Крымскотатарские фески с орнаментом орнек. Орнек — крымскотатарский орнамент, цветовая гамма которого в большинстве состоит из нежных оттенков: розового, зеленого, желтого, синего. Основная символика орнамента: цветы и деревья. Популярным является образ "древа жизни", сильное разветвление ветвей служит пожеланием большого потомства крымскотатарской семье.
Дело в том, что с начала XIX в. и до начала XX века крымские татары носили нижние шапочки "такъие", которые шили из легких тканей по форме головы и часто расшивали узором, а иногда вдоль нижнего края околыша пришивалась еще и тесьма. До середины XIX в. на "такъие" навивалась чалма, а позднее стали надевать феску. Ну и раз под феской узора "такъие" не видно, значит надо узор на феску нанести. А заодно и использовать более привычный материал (ну откуда верблюды в Крыму?) И форму сделать больше как у тюбетейки, а не как у камилавки или папахи. Кисточка, правда, осталась

В 2018 году на праздник Хыдырлез в Бахчисарае сделали самую большую феску в мире

Вот такая история фески