рейтинг блогов

Про фантастическую литературу ....

топ 100 блогов obsrvr27.06.2020 Про фантастическую литературу ....

Навеяно
"451 по Фаренгейту" как результат отмены "Марсианских хроник"
https://alex-rozoff.livejournal.com/258591.html
Чем была больна твердая НФ?
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2258952.html
Что случилось с фантастикой, или "Придумать зеленое солнце легко" (с)
https://greenorc.livejournal.com/1167396.html

Частично, буквально мимоходом в одной из записей выше был дан ключ, но именно мимолетно - буквально 1 фразой
ИтакЪ - с НФ как и с прочей литературой приключилось тож, что с эпохой модерна - "она утонула".
Поэтому сначала длинная-длинная преамбула, после который мы живенько-бодренько-кратенько порешаем вопрос с фантастикой.


Собственно что-такойе Большая писательская литература - это плод последних 350-320 лет.
Грубо {и не точно} от Мольера во Франции и Свифт.Дефо в Англии.
То есть от того момента как стали строчить массово для публики и с этого жить.

Да-с, после успокоения религиозных войн и ухода от религиозного взгляда на человека, выраженного в Библии, нужно было отстраивать новое человековедение и им занялась вначале литература.
В принципе в Библии было все, но мало - людям всегда хоцца много одинакового на один сюжет.
Да-с, сюжетов оченно мало - всего 36
https://pikabu.ru/story/skolko_na_samom_dele_syuzhetov_v_mirovoy_literature_7225596
Библия так коротка, но и одновременно так ёмка, потому как в ней все эти сюжеты раскрыты по 1-2 раза.
Но! Но людям мало, хочется сотню писаний на один сюжет.
И? Уже за первые 200 лет Повышенной Сверхвысокой_Писучести все эти сюжеты были закрыты с изрядным Перевыполнением_Плана.

Да-с, о птиччках - сама цифирь 36 возникла из
Тридцать шесть драматических ситуаций (фр. Les 36 situations dramatiques) — книга французского театроведа Жоржа Польти (1895), посвящённая доказательству того, что все драматические произведения основываются на какой-либо из тридцати шести сюжетных коллизий. Современные исследователи характеризуют труд Польти как «протоструктуралистский», указывая на его уверенность в том, что разработанная им типология объективно существует в действительности, — важность идей Польти видится не в самой его классификации, а в принципиальном подходе, согласно которому основу вдохновения составляют логика и культурные образцы и теоретическое осмысление этой основы полезно для искусства: «сама идея ограниченности тезауруса возможных действий и событий драматического героя заслуживает серьёзного внимания»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тридцать_шесть_драматических_ситуаций

То есть французская {и европейская} литература уже к концу второго века Сверхвысокой_Писучести , к 1895 годочку выбрала все возможное.
Это одна из примет исчерпанности модерна - исчерпанность дел.
Вершина, после которой литература понеслась вниз, это творчество Бальзака (1799-1850). После его "Человеческой комедии" можно было только Добирать_Хвосты - Достоевский, Толстой, Чехов, Голсуорси, Фолкнер. Это не более как добавление местного колорита к базовым типажам, данным в западно-европейской литературе. Заметим, что особую живость этим типажам придавало то, что великая литература писалась в эпоху буржуазных {модерновых} революций, последнюю вспышку которых видел Бальзак

Во второй половине 19 века на смену литературе по Душелюбению_Людоведению начали приходить вполне научные походы - социология, психология, психиатрия.
Сначала ранне-научные
Шарко с 1869
Морган «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877)
Блаватская «Разоблаченная Изида» (1877)
Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884)
Фрейд с 1887
Фрэзер «Золотая ветвь: Исследование магии и религии» (1890)

Грубо говоря, процесс пошел с 1870 годочка. Интересная дата - окончательное окончание Больших революций в Европе, утихание страстей, начало перехода к империализму и нарастание госрегулирования, когда индивидуальные взбрыки, бывшие предметом писания до этого, стали массово упорядочивать и приводить в систему для службы государству. Причем это особливо резвенько шло в ядре Зап.Европы, до этого усиленно производившей Большую Литературу {Франция-Англия-Германия}.

Потом были мировые войны, тоталитарные режимы и их деятельность, и процесс научного человековедения пошел прямо таки вертикально.
Чего только стоят
К.Юнг. «Психологические типы» (1923)
https://en.wikipedia.org/wiki/Frankfurt_School (1923-1970?)
https://en.wikipedia.org/wiki/Myers%E2%80%93Briggs_Type_Indicator (1944)
Э.Берн «Игры, в которые играют люди» (1964)

Привожу только то, что на слуху у средненачитанного индивидуума.
Но и этого вполне хватает, чтобы понять, что литература как человековедение (ЛкЧ) после этого уже невозможна.

Несколько по другому этот кризис был преодолен в СССР, но опять же на пути отхода от ЛкЧ
Создание метода соцреализма - фактически метода написания героически-эпических саг наподобие Илиады, Одиссеи, Песни о Беовульфе, Песни о Роланде, исландских саг (Старшая и Младшая Эдда), Песни о Нибелунгах и др. Подробнее А.Терц "Что такое социалистический реализм" (1950-е - 1960-е)


Ну вот после такого долгого отступления, изрядно утомившего читателя с привычками TL;DR
приходим к вопросу про эту самую фантастику.
В б.СССР классика Твердой_Научной_Фантастики - это https://ru.wikipedia.org/wiki/Верн,_Жюль#Этцель
и строчить Твердую_Научную_Фантастику (ТНФ) автор стал с 1863 годочка, то есть {сюрпрайз!} ТНФ взыграла, когда эпоха революций почти подошла к своему концу (1870), когда вот-вот пошел вал настоящей {современного уровня, что можно читать в 2020 годочке} - социологии, психологии, психиатрии.

Вся эта красотень с ТНФ навернулась с треском в 1914 году, когда на земле на воде и в воздухе открылись все красоты техницизма - фронты через весь континент, ядовитые газы, танки, самолеты, подводные лодки, всеобщая мобилизация на фронт и в тыл.
Что-то отдаленно похожее на ТНФ могли строчить только в периферийных к Европе странах, не наигравшихся в ПМВ.
Это, конечно, советская и американская фантастика.
С амерами все ясно - отсиделись в ПМВ и ВМВ за морем-окияном - и строчи себе про https://en.wikipedia.org/wiki/The_Martian_Chronicles
С советами тож ясно - обнулив результаты ПМВ, приказав забыть Первую Империалистическую войну и обнадежив на новую всемирную войну такую, что
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

П.Коган 1940-1941

Отсюда и романы Александра Беляева - одна из констант советской ТНФ - «Продавец воздуха» (1929), «Подводные земледельцы» (1930), «Прыжок в ничто» (1933), «Звезда КЭЦ» (1936), «Человек, нашедший своё лицо» (1940)
Другая константа - Александр Казанцев - «Пылающий остров» (1940-1941), «Арктический мост» (1946), «Мол „Северный“» (1952), «Льды возвращаются» (1964).
Собственно ранний И.Ефремов (до «Туманности Андромеды» (1957)) - тоже ТНФ {может быть с капелькой лавкрафтовщины}
Да и не могло ничего иного быть кроме ТНФ до разоблачения сталинизма.
Отметим, что ТНФ в СССР держалась де-факто на одном Сталине - с перманентной подготовкой в войне, подготовке молодежи к освоению техники.
И все это было супер-клево до 22.06.1941. А после 02.09.1945 стало просто жутко - разрушенная страна, готовящаяся к новой войне.
Понятно, что любая послесталинская разрядка рушила всё это упоение техницизмом, потому как "Потому что на десять девчонок По статистике девять ребят".

Разоблачение сталинизма - это первый смертельный удар неомодерну везде. Неомодерн - европейский человек 1918-1961 надеялси обрести покой под дланью западных (США) или восточных (СССР) варваров, что стало особливо невозможным после Карибского кризиса (1962).
Карибский кризис и перспективы испепеления а-бомбами старушки-Европы и США {евро-бонус - покатушки на танках по континенту по образцу Корейской войны}. Следующий смертельный удар - Вьетнамская война (1965-1973) и заключительный - Афганская война (1979-1989).
Собственно 1956-1989 - гибель идеи неомодерна, у западных (США) и восточных (СССР) варваров.
Все, рацио сыграло в ящик - ни СССР, ни США не смогли вынести уроки ВМВ и удержаться от новых безумных войн.

И вот тут - примерно с 1980 - революция в Иране, Афганская война и пошла фентэзи {уточнение от Kosarex - Запад с конца 1960-х и тупика во Вьетнами - дополнение от Obsrvr - вспоминаю, например, Заповедник гоблинов (1968) - так сказать последний всхлип по университетским вольностям, немыслимый сейчас}.
Ну а чо = герои Афганской войны - Моральные_Эквиваленты_Отцов_Основателей - типичные Конан-Варвары.

Вертаемся взад - линия человековедения, разделившаяся на науку&мистику{теософию} и ТНФ в 1870 годочке привела к тому, что ТНФ почив привела в свою очередь к разделению науки и мистики и эта мистика послужила базой для фэнтэзи.
1992 - крах СССР, Фукуяма "The End of History and the Last Man" послужило основой все большего погружения в мистику.
Одновременно работала демография - распад White Power в США, Европе, б.СССР с наплывом мигрантов, когда элиты рационально обосновывали белому плебсу необходимость его замещения понаехами. Тут рацио окончательно обрушивается в хлам и начинается поиск Героя, потому как свергнуть Чужих нет никакой возможности.
В РФ эта страсть к фентэзи усугубляется травмой от распада СССР и желанием переиграть его. Отсюда прямо-таки легионы попаданцев к Николаю II и Сталину. Бледный рассвет нео-неомодерна всходил над снежными равнинами Северной Евразии в 2000-е при настоящем полковнике, но рухнул в 2014-2020. Отныне никакой ТНФ.

Скажем более, наиболее продвинутые Деятели Искусства строят Свою Настоящую Героическую Сагу для Своих свидетелей {Кургинян, "Суть Времени"}.
А бедные умом люди на задворках-обломках бывшей великой империи хотят на своей шкуре ишшо раз проверить, что нео-неомодерн мертв {члены Партии_Шария, мриющие изменить парламентским способом ранне-мистический режим, возникший 02.2014}


Вот собственно и весь огромный сказ про Большую литературу и ее научно-фантастическое ответвление.
Модерн возник на почве изобилия людей, изобилия природных ресурсов и рационального взгляда (РВ), обеспечивавшего оптимальное использование первых двух.
РВ надобно было исследование людей, что вначале обеспечивала литературы (до 1870), потом наука.
Научная фантастика была попыткой посоревноваться с наукой. Второе дыхание этой попытке после 1914 года дали западные (США) и восточные (СССР) варвары года до 1980. Способствовал этому большой объем природных ресурсов, что как бе эмулировало тот огромный мир, который лежала перед европейцами в 1700 году.
После же варвары достигли того же состояния, что и европейцы к 1914.1918 году - полное моральное разложение {на почве того, что элитам не нужны пополаны и все их умения, включая технику}.
Плюс к этому - литература вся уже исследована вдоль и поперек
Плюс к этому - наука уже очень точно можно классифицировать человека {а с учетом BigData - сверхточно}
На этой почве взросли мистика и ее литературное ответвление - фэнтэзи.

Все дела по человековедению сделаны, осталось строго по Марксу
"До сих пор философы лишь различным образом объясняли мир,
но дело заключается в том, чтобы изменить его"

И это делается под маской КОВИД-19

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Вопрос такой: кто же дал независимость Румынии в 19 веке? 22.11.1941 Братья по вере! Солдаты румынской армии! К вам обращаем мы наше слово! Гитлеровская армия всюду, куда ступила ее нога, несет смерть и опустошение. Грабежи и убийства мирных жителей, ни в чем неповинных детей, ...
Это вторая часть. Первая часть здесь. ...
Недостаточно известный обычным туристам объект находится недалеко от Бангкока и привлекает внимание интересующихся как буддизмом, так и архитектурой. Это Ват Сампхан, или Храм Дракона, расположенный в 50 километрах от столицы Таиланда Бангкока в провинции Накхон ...
Это кросспостинг записи из блога katoga.com. Можно комментировать здесь или в блоге.Если вы хотите поделиться этой новостью с друзьями - просто нажмите ...
ДАНГЕР: Для ленивых внизу есть видеоролик, ну как для ленивых, там ещё есть приятная музыка на фоне и более интересное визуальное сопровождение всего того, о чем говорю, ну вы ...