Про эту ихнюю самозанятость
new_vodokachkin — 11.03.2020Как водится, идем мы с Надькой через частный сектор в места
более-менее приятные, то бишь малолюдные и безмашинные. По дороге
встречается -
Ничего особенного, если бы не...
...еще такая же вывеска на той же улице через несколько домиков, потом еще... Прямо какая-то шиномонтажная слобода, как выразились бы в старину.
Припомнилось, как один френд, сам себя позиционирующий в выражениях "раввин кафедральной мечети, фельдкурат запаса", "инженер предпенсионного возраста" и "системотехник-самоучка", во время очередного приступа отвращения к своей профессии озвучил глупенькие мечтания - дескать, вот бы
Это, вообще говоря, и есть та хренова "самозанятость", с которой столько носятся либертарианцы разного пошиба, да и государство российское устами своих паханов не единожды указывало на нее как на источник процветания и всяких благ. Мол, не надо работать на дядю, работай на себя, ага. Будь сам себе хозяином, ни от кого не завись, сам за все отвечай и сам же получай все плюшки от своих трудов, все дела... Левенькие либертарианцы еще присовокупят про то, что труд в таком разе перестанет быть отчужденным, ура-ура!
...А в реальности вырисовываются некоторые нюансы, которые, мягко говоря, очень сильно портят благостную картину. Ибо...
Во-первых, на основе превозносимой самозанятости никак не получится создать развитую высокотехнологичную индустрию, без которой современная цивилизация существовать просто не сможет, сколько бы сказок ни рассказывалось про постиндустриальный рай. Да-да-да, компьютер, собранный в сарае, все такое - одна фигня: комплектующие для того компьютера ни в каком сарае из говна и щепок не смастерить. Да и сарайное изготовление по производительности, как ни удивительно, не сравнится с промышленным, и даже надпись "handmande" на системнике не поможет. Опять же, в кустарном случае трудозатраты окажутся несоизмеримо выше - и на фига оно нужно, чисто ради "неотчужденности труда"? Наглядный пример являют хотя бы те самые шиномонтажники с фотки. Ну да, шиномонтаж можно вести и под каким-нибудь навесом во дворе избушки, однако даже те самые шины должны быть где-то изготовлены по нормальной технологии, а на личном подворье можно разве что тележное колесо сварганить (если оно окажется еще и с ободом, это будет почти запредельный хай-тек!). Не говоря уже о том, на что шины требуется монтировать. То бишь, чаемый "Город мастеров" может существовать исключительно как курьезный довесок к нормальному производству, и не более того.
Во-вторых, самозанятость сталкивается еще и с проблемой поиска потребителей своей продукции и услуг. Разумеется, информационные технологии, сайт, Инстаграмм, бла-бла-бла... В реале - опять же, на фоне колоссальной рекламной индустрии это все попросту затеряется, и знать вообще о самом существовании "Города мастеров" будет еще более узкий круг людей, чем был у декабристов, согласно баянистой ленинской фразе, да и те люди окажутся, в основном, из числа знакомых-друзей-приятелей, а вовсе не обязательно потенциальных потребителей. Да, конечно, в пределах узкого круга можно даже обзавестись какой ни на есть репутацией, которая может даже иметь под собой реальные основания. Вот только потенциальный потребитель - хоть шиномонтажа, хоть огурцов с огородика, хоть самошитых холщовых штанов в качестве альтернативы массовому ширпотребу - станет искать желательные для себя ништяки, а не обладателя репутации. Беря знакомую автору этих строк тему, кустарей-ножеделов в России (и в мире)
- составляют ничтожную долю процента (для не владеющих хренцузскою мовою: "каждые 10 секунд в мире продается по одному "опинелю""), и опять вопрос узкого круга
Наконец, в-третьих, проповедуя самозанятость, сегодняшнее государство просто стремится избавиться, насколько возможно, от своих социальных функций (не забывая, впрочем, с самозанятых своих подданных исправно собирать
...А глупенькие экземпляры рода человеческого могут, вестимо, и дальше мечтать, как они заделаются независимыми от мировой экономики в своем сарае, самозанимаясь кустарным промыслом. Даже могут колотиться башкой об стенку в попытках достичь этой независимости на практике.
|
</> |