Про эффективность капиталистического образования

топ 100 блогов anlazz18.07.2021 Интересно: вот уже несколько лет наблюдаю, как дети «нашего поколения» заканчивают школу и начинают поступать различные вузы. И замечаю одну интересную закономерность, состоящую в том, что все – да, именно все, 100% - будущие студенты делают это благодаря тому, что до этого занимались с репетиторами. Поскольку без этого получить относительно высокий балл по ЕГЭ совершенно невозможно. Может быть, конечно, в каких-то «суперэлитных» лицеях-гимназиях это и происходит – но в моем окружении этих самых «суперлицеев-гимназий» нет.

То есть, можно сказать, что современное образование, фактически, перешло на «коммерческие рельсы». («Суперлицеи», кстати, так же платные.) В том смысле, что «исключительно на базе школы» обеспечить воспроизводство высококвалифицированных специалистов стало невозможно. (То есть, «непрерывная цепь» школа-вуз в данном случае не работает: в нее обязательно – именно обязательно – необходимо добавлять платные занятия.) Причем, чем дальше, тем явственнее просматривается тенденция к увеличению времени «репетиторских занятий»: если еще лет пять назад было принято так заниматься два последних перед выпуском года, то теперь многие ищут «хороших учителей» класса с 5-6.

Надо ли говорить о том, что данный момент крайне неприятен для тех, кто вынужден тратить свои кровные деньги на то, что раньше гарантированно получалось бесплатно. (В советское время само понятие «частных уроков» было крайне специфическим, и касалось узкого круга людей.) Но в данном посте хочется обратить не на это – т.е., не на лишние траты, которые «свалились» на обычных людей в связи с ухудшением «обычного» образования – а несколько на иное. А именно: на то, что данный пример прекрасно показывает истинную цену «капиталистической эффективности» по сравнению с эффективность социалистической.

 В том смысле, что «обычную», бесплатную среднюю школу стоит рассматривать именно как «элемент социализма» - даже если она и существует в капиталистической стране. Разумеется, не только ее: многие привычные нам «подсистемы» современного бытия – от массовой медицины до коммунальных услуг – следует относить именно к указанной категории. Поскольку они основываются вовсе не на прямых рыночных отношениях – то есть, не на принципе «утром деньги – вечером услуги» - а на сложной системе взаимоотношений граждан и социума. (Уплате налогов, разного рода дотациях, формировании дефицита бюджета и т.д.)

Так вот: при сравнении «социалистической» школы – в которой учителя в учебное время обучают детей по всем предметам до уровня, достаточного для поступления в вузы (как было в советское время) – и той системы «частных уроков», что существует сейчас, становится понятным, что первая намного удобнее и выгоднее всем. Потому, что она стоит очень дешево. Если кто хочет – то пусть посчитает ту долю, которая уходит из школу из заплаченных им налогов. Это нетрудно: если принять долю бюджетных расходов на образование порядка 6-7% - что характерно для стран с высокой долей социальных расходов (Финляндии, Бельгии, Израиля) – то можно увидеть, что для средней зарплаты в 45 т.р. и 13% НДФЛ это составит порядка 400 рублей. В месяц. (Для современной РФ с 3,5%, кажется, это будет 200 рублей – но, как уже сказано, данные деньги просто не работают.)

Надо ли говорить, что даже репетиторы даже в самых «дешевых» регионах стоят на порядок дороже. (А если учесть, что их надо, как минимум, 3-5, то размер «выплат» будет гораздо больше.) Но и это еще не все. В том смысле, что нынешняя «полуплатная» школьная система требует от родителей не только материальных затрат – но и траты своего личного времени. На то, чтобы найти нужных репетиторов «подешевле» и «покачественней», на то. чтобы возить детей к ним и от них, на то, чтобы – если уж пошли вопросы про «затраты на образование» - возить детей в «хорошие школы», ну и т.д., и т.п. Напомню, что в советское время 99% всех учащихся просто «отдавали» в ближайшее учебное заведение. А 1% оставшихся составляли дети тех, что просто тешил свое самолюбие тем, что его отпрыски «учатся в английской/математической школе». То есть, тогда «заниматься образованием детей» это было скорее разновидностью хобби - в то время, как сейчас это суровая необходимость. (И да: позднесоветская максима о том, что «учеба не главное в жизни», и что «троечники живут лучше отличников», в настоящее время уже не работает. Но об этом надо говорить уже отдельно.)

И да, самое интересное: надо понимать, что даже в подобной системе пресловутые «бесплатные школы» все равно сохраняются. И все равно потребляют общественные средства. (Как уже было сказано, разница между «плохой» и «хорошей» системой образования составляет примерно 3% бюджетных затрат.) По той простой причине, что – помимо необходимости обеспечения «учебы» (что бы это не значило) – они играют еще и роль «социализатора» детей в рамках урбанизированного образа жизни. Поскольку иных возможностей для получения новыми поколениями базовых моделей поведения тут нет. (То есть, конечно, есть еще молодежные банды – но понятно, что подобная «социализация» вряд ли может быть признана желательной.)

То есть, получается, что система современного образования не только «вытягивает» из кармана родителей немалые средства, но еще и «заставляет» их платить за «государственные школы». При этом она еще и радикально увеличивает затраты личного времени граждан – и самих детей, которые вынуждены после «отсидки» уроков в госшколах еще и заниматься самостоятельно, и их родителей. (Которые вначале везут детей в школу, затем из школы к репетиторам, а затем уж домой.) В то время, как еще в 1980 годы подобных затрат просто не было: ученики сами шли в учебное заведение, сами делали уроки, а потом еще и сами занимались «внешкольными делами». Кружки, спортивные секции, особые спортивные, музыкальные и спортивные школы – все это было именно, что «расширением» стандартного круга получаемых знаний. (В отличие от репетиторов, которые занимаются формально тем же, что и «обычный» школьный учитель.)

Такова оказывается плата за «свободный рынок». В смысле, за существование пресловутого «рынка труда», на котором можно платить учителю невысокую зарплату за «государственную работу», при этом неявно подразумевая, что он «добьет» свое репетиторством. При это в реальности затраты общества значительно возрастают. Ну, а доступность хорошего образования – т.е., реального образования, которое позволяет поступать в вуз – напротив, падает. И пускай сейчас многие утверждают, что «высшее образование не нужно», и что «пускай большинство поступает в техникумы и ПТУ», но понятно, что в радоваться подобному вряд ли разумно. Хотя бы потому, что уровень образования «обычной школы» часто и до техникумов не дотягивает. (А некоторые, простите, «учебные заведения» даже «предпэтэушного» образования не дают.)

Да и вообще, если ранее система образования с легкостью выдавала «качественный продукт» - в смысле, огромное количество квалифицированных специалистов, на которых до сих пор держится существование страны – а после проведенных «реформ» перестала это делать, то следует, в любом случае, задуматься. Задуматься о том, насколько правильным оказался выбранный путь.

P.S. Ну, и разумеется, стоит понимать, что описанное выше – это не только российская проблема. Поскольку указанные изменения в образовании происходят практически по всему миру – в том смысле, что уже лет 20 как «обычная школа» во всех развитых странах перестала давать нужный образовательный уровень. А в последние 10 лет это стало более, чем очевидно.

P.P.S. Ну, и конечно же, нельзя не отметить тот факт, что – несмотря на описанное выше – до сих пор существует огромный прессинг средней школы со стороны интеллектуалов. В том смысле, что до сих пор господствующей является концепция «индивидуализации образования», согласно которой репетиторство – это только начало. И в будущем школу надо отменить совсем. Но об этом, понятное дело, надо будет говорить уже отдельно…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сто лет не готовим сие блюдо на Новый год. Вкусное, самодостаточное, и всегда можно приготовить в течение года, да хоть летом )) Обычно я помогаю благоверному почистить овощи и селёдку, в этот раз только селёдкой занималась. Не любим, когда даже мелкие косточки попадаются, чистим ...
Обратите внимание на подпись. Интересно им уже тогда внушали про Черное море как продукт жизнедеятельности протоукров? Или тогда за подобную ересь расстреливали? Где-то там и тымчук учился...очень трогательно п.с. да-да, чуть не забыл-бандеровцы всегда боролись с фашЫзмом ...
Вот вы все видели мои вылизанные фотошопные фото. А такая я в жизни, расслабленная и стремная) Вот так вот я позирую))) ахахахахаА вот так я муркаю, кады меня ...
Вот гуляешь себе по Крыму. Кушаешь, пьешь. смотришь телевизор. И не знаешь ... Что Украина официально отключила Крым от электоэнергии ... А между тем это первое место в топе ... ...
...