Про «Чёрную пантеру» и её опасные заблуждения
aleksei_turchin — 22.02.2018
Сегодня на широкие российские экраны должна была выйти 18-ая картина кинематографической вселенной Marvel – фильм «Чёрная пантера». Благодаря тому, что в Беларуси премьерная дата не менялась в угоду протекционизма («Беларусьфильму» защищать, увы, особо и нечего), я уже успел посмотреть кино, которое провозгласили едва ли не новой вершиной и эталоном, о чём обожатели трубят уже с начала февраля и без устали ссылаются на главное мерило своей правоты – заоблачные кассовые сборы и рейтинги на киноагрегаторах.
Но так ли он хорош? Хорош ли он вовсе? Давайте разберёмся вместе, для чего устроим маленький исторический экскурс.
В этом году своё десятилетие отмечает Marvel Studios, которая всего лишь за декаду прошла путь от небольшой компании до всемогущей империи. После долгих лет доминирования на широких экранах Бэтмена и Супермена – воспитанников конкурирующей студии DC Comics – инициативу перехватила Марвел и, похоже, не планирует сбавлять обороты. Каждый новый её фильм неизменно привлекает в кинотеатры толпы зрителей, даже если лента посвящена относительно малоизвестным героям, вроде Человека-Муравья или Стражей галактики.
Коллективное фото 70-ти актёров и фильммейкеров студии Marvel
(HD-фото - по ссылке)
В год десятилетия этот парад кассовых рекордсменов возглавила очередная тёмная лошадка – «Чёрная Пантера»: первый в этом году фильм Marvel Studios.
За премьерные выходные «Чёрная пантера» уже поставила несколько рекордов.
Например, фильм превзошёл предыдущий лучший показатель среди всех февральских премьер и дважды перекрыл рекорд «Дэдпула». Также по итогам первых четырёх дней проката лента собрала порядка $200 млн и готова возглавить список фильмов с самыми большими стартовыми сборами, обогнав два последних Эпизода «Звёздных Войн», «Мир Юрского периода» и даже «Мстителей».
Кадр из выпуска новостей о кассовых успехах фильма
Критики и пресса вторят простым зрителям и уже с начала февраля, когда было снято эмбарго на отзывы с предпремьерных показов, единодушно нарекают Пантеру новым королём Марвел. Например, издание The Verge назвала «Пантеру» поворотной точкой и взрослым фильмом, который все так долго ждали. Издание Entertainment Weekly идёт ещё дальше и делает громкий вывод о «Пантере» как о фильме, который перерос банальные «бум!» и ему, в отличие от предшественников, есть что сказать.
“Сарафан” у фильма, как видите, превосходный, а критические замечания если и есть, то касаются они каких-то незначительных вещей вроде темпа повествования или не всегда превосходной компьютерной графики.
Фотосессия актёрского состава. Entertainment
Weekly ©
Ну что ж. Не всегда приятно быть тем, кто портит всю малину, но пора прервать подобострастное заискивание перед этим торжеством diversity. За обрушившейся на зрительские головы лавиной провозглашённой безупречности и чуть ли не уникальности – когда словно нарочно игнорируются «Хранители», «V for Vendetta» или та же нолановская трилогия – скрывается немало серьёзных изъянов.
Драматургию и сценарные находки уровня «Короля льва», равно как и актёрское мастерство, не шагающее дальше рассерженного сжимания губ и раздувания ноздрей, я даже говорить не стану. Всё это и так слишком очевидно, чтобы в очередной раз придираться. В конце концов, я в кинотеатр шёл не за этим: лично я выбираю продукцию Марвел-Дисней не за шекспировские страсти, а за тщательно выверенный развлекательный контент, сомневаться в качестве которого уже давно не приходится.
Кадр со съёмок фильма "Чёрная пантера"
Проблемы начинаются, когда развлекательный элемент начинают подчинять конъюнктуре и каким-то сиюминутным политическим веяниям.
Нечто подобное произошло с «Формой воды» Гильермо дель Торо. Обильно “нафаршировав” свою историю темами харрасмента, домогательств, женского равноправия, лгбт-движения и даже противостоянию с русскими, дель Торо впервые так далеко отступил от присущей его работам аполитичности и тут же собрал букет всевозможных наград, став в этом году главным претендентом на Оскар с 13-тью (!) номинациями.
«Чёрная пантера» идёт по стопам «Формы воды», хоть и делает это с небольшим опозданием: тема с “белым Оскаром” была в тренде несколько лет назад, но, похоже, ещё долго не исчезнет с медиаполя.
Вы просто послушайте, что говорит Эван Нарцисс – соавтор комикса о Чёрной Пантере – в интервью газете Washington Post:
«Ваканда (прим. – название вымышленной африканской страны, в которой происходят события фильма) представила непрерывную цепь достижений чёрного превосходства, которая не была разорвана политикой колониализма».
Писатель Эван Нарцисс и его детище
В тот же день BBC приводит слова оскароносной актрисы Лупиты Нионго, сыгравшей одну из главных ролей в «Чёрной пантере»:
«Это очень высокоразвитая нация, потому что она не находились под гнётом колонистов».
Лупита Нионго в образе Накии, телохранительницы Чёрной
Пантеры
Конечно же, и Нарцисс, и Нионго, говоря такие слова о вымышленной африканской стране Ваканде, в которой каждый 20-летний и врач, и инженер, и виртуозный гонщик, за ночь лечащий переломанные позвоночники, изобретающий левитацию и управляющий космолётами, не имеют в виду ничего буквального. Они лишь заявляют о потерянных поколениях и утраченных возможностях, которых лишились их африканские предки, попавшие под иго белых колонизаторов.
Вот только к сказанному им бы не помешало добавить немного информации, лежащей вне поля высоких размышлений о судьбах угнетённых, а лежащей в открытом доступе на Википедии.
Лупита, Эван, друзья, добро пожаловать в Эфиопию!
Эфиопская столица Аддис-Абеба
Это восточноафриканское государство никогда не находилось в статусе колонии. Да, за неё бились итальянцы и британцы, но не без помощи советников из Царской армии Эфиопия отстояла свою независимость. Вышла ли из неё Ваканда? Судите сами. До сих пор эфиопы живут сельским хозяйством – страна аграрная, а возделыванием земли и выращиванием скота занимаются 85% населения.
А это – Либерия.
Монровия, столица Либерии
Ещё один пример, с хрустом ломающий хребет теории о том, что в бедах африканцев виноваты европейцы. Либерия тоже никогда не была колонией, что не помешало ей стать одним из трёх беднейших государств мира. Подобно Ваканде, она обладает богатыми недрами, но почему-то на экспорт идёт кофе и какао: добывать всё это некому – в промышленности трудятся лишь 8 % населения. Все остальные, подобно своим неугнегнетённым эфиопским bro, машут в поле мотыгой.
Все эти внеэкранные высказывания, равно как и присутствующие в фильмы акценты на том, что именно белые несут ответственность за проблемы Африки (и её сынов по всей планете) сильно диссонируют с генеральной развлекательной линией фильма.
Не старайся фильм так сильно очернить белых и обелить чёрных – вышло бы хорошо: у фильма приятный самобытный саундтрек, отсылающий к народным африканским мотивам, и действительно пышный, красочный, диковинный мир, в котором затейливо переплелись традиции и хайтек.
Но авторы взялись гнуть свою конъюнктурную линию, отчего их идиллическая утопия о чудесной мононациональной стране иногда становилась похожа на манифест расового превосходства. Как говорится, за что боролись.
*всё сказанное выше – частное мнение: никоим образом не отговариваю вас от покупки билета на этого «Гражданина Кейна» от мира кинокомиксов. Потому что кто не пойдёт – тот расист!
ЧТО
ПОЧИТАТЬ?
1.
Каким мог быть фильм "Халк"
2.
Интересные факты о фильме "Люди Икс"
3.
О "Бегущем по лезвию 2049" и его режиссёре
4.
Плагиат, конъюнктура и секс в фильме "Форма воды"
5.
Атомное оружие Холодной войны: про фильм "Взрывная
блондинка"
|
</> |