Про бюджетную централизованность России


Приезжая в Москву, неосознанно начинаешь обращать внимание на облик города, его современным урбанистическим решениям.
Человек из провинции сразу начинает ощущать несправедливость. Задаваться обоснованным вопросом: почему здесь настолько много денег, что есть возможность перекладывать плитку на одних и тех же улицах по несколько раз в год? А в моем родном городе все дороги в сплошных выбоинах, а некоторые тротуары лежат еще с советских времен. Почему здесь инновационные объекты здравоохранения, социальной защищенности, образования, а у нас этого нет и никогда не было?
Мы что живем разных государствах? Одно - Россия, другое - Москва?
Действительно, когда всю жизнь проживаешь в провинции и впервые пребываешь в столицу заметен существенный контраст. В Москве - инновации, в провинции - Нищета.
Взять, например, Петербург: напомню, что в 2017 году туда переехал Газпром – это же миллиарды в бюджет Северной столицы, миллиарды. И что, где они? Может пора уже отреставрировать хоть что-то? Снег расчистить? Или лучше вбухать деньги в Зенит-арену, которая пусть и получилась впечатляющей, но вы помните, сколько денег было на ней распилено? Изначальная стоимость в 7 миллиардов выросла до 45 млрд – ну как после этого можно говорить, что в бюджете города просто не хватает денег?
Здесь можно парировать аргументом, что столица - лицо страны. Туристы, иностранные государства, в первую очередь, обращают внимание именно на нее.
Но в России существенный контраст. Региональные центры выглядят непрезентабельно, некоторые из них в состоянии полуразрушенных городов с нищенскими зарплатами, кратно отличающимися от московских.
Почему так сложилось? Кроме проблем неэффективности муниципального и регионального госуправления, отсутствия представительства регионов и отсутствие федерализма, есть одна значительная проблема - бюджетная централизованность.
В России сложилась бюджетная политика, при которой работает следующий принцип: «сначала деньги регионов - в федеральный бюджет, затем из федерального бюджета обратно в регионы».
При такой ситуации складывается проблема несправедливости и нерациональности бюджетного финансирования отдельных регионов. Главными получателями дотаций из федерального бюджета в 2024 году являются национальные республики (Тува — 19,3 млрд руб., Дагестан — 69,2 млрд, Ингушетия — 11,6 млрд, Чечня — 34,7 млрд руб.). Их доля составляет 22,4%, или 134,8 млрд руб.
Москва же и не нуждается ни в каких дотациях. Большая часть российского бизнеса и государственных компаний централизованы в Москве и, соответственно, платят налоги и пополняют бюджет именно там.
А что насчет остальных регионов? Финансирование дотаций и субвенций решается по остаточному принципу с учетом лояльности каждого отдельного региона. Справедливо? Разумеется, нет.
И это происходит не случайно. Путин поставил каждый регион в существенную экономическую зависимость от федеральной власти. Именно этот инструмент позволяет ему держать в узде каждого губернатора и сохранять авторитет среди региональных элит.
На Дне
|
</> |