Про бабушку.
babatina — 28.03.2023Из цикла «Былины бабы Тины»
ЖЖ всё время напоминает, что писали в этот день в прошедшие
годы. И вот напоминание о публикации про бабушку. Баба Тина
посмотрела, что комменты написаны френдами, которые уже не
появляются. Из действующих осталась одна Леночка из Израиля.
Поэтому старушка решила дополнить пост ещё воспоминаниями и старыми
фото с бабушкой и снова опубликовать. Так смотрите и
читайте.
Зоя родилась 26 февраля 1898 года. К юности она стала очень
интересной: белое лицо, чёрные брови, карие очи (совсем как в
украинской песне!) и невысокого роста. Про неё сёстры говорили:
«Зойка-пашеничная , а мы аржаные». Что на современном языке значит:
«Зойка из белой пшеницы, а мы из тёмной ржи». Вот несколько
забавных случаев из воспоминаний бабушки: послала её мать в аптеку
купить крем «Метаморфоза», это в те времена был крем «для всех
времён и народов». Слово трудное,как бы не забыть! И вот всю дорогу
до аптеки бабушка повторяла: метаморфоз, метаморфоз, метафоз. А
когда уже вошла в аптеку, получилось:материн хвост, материн хвост!
Ну, не скажешь такое аптекарю? Пришлось возвращаться домой и брать
пустую баночку для показа.
Баба Тина ещё помнит такой крем. Крышками от этого крема они в детстве играли в классики. Но, потом обнаружили, что главный эффект отбеливания кожи приходился на ртуть, а ртуть оказалась очень вредной для здоровья и этот крем перестали выпускать.
Периодически случались на Кубани то засушливые, то
неурожайные годы, а то саранча нападёт и всё сожрёт под корень,
поэтому иногда случались голодовки. У хороших, запасливых хозяев
этот период проходил менее трудно, чем у бестолковых , пьяниц и в
тех семьях, где было много ртов. Тогда приходилось переходить на
подножный корм. Ходили в лес собирали дикую грушу, лебеду, варили
полову (оболочки от пшеничных зёрен) и с нетерпением ждали весны.
Говорили: вот только крапивы дождаться, значит выжили,
перезимовали... Семья Гайворонских, хоть и была мужицкой,
пользовалась в станице уважением, как хорошие мастеровые сапожных
дел.
А мужики попадали на Кубань так: (по рассказам бабушки Зои). Из
нечерноземья и неурожайных районов перебирались крестьяне в
кубанские станицы, размещались на главной площади -майдане, а
зажиточные казаки приходили и выбирали себе семьи в батраки. Так
Архип ещё мальчиком попал в станицу Рязанскую.
Вскоре подошло время подыскивать женихов дочерям.
К 18 годам Зоя
Гайваронская считалась первой красавицей в станице, но большим
дефектом было то, что она- мужичка. Даже школы были раздельными:
для казаков и мужиков. Зое удалось окончить только 2 класса
мужицкой школы, так как надо было нянчить младших детей. Как-то
пошла она по воду с коромыслом и двумя ведрами на реку Пшиш. А там
гуляли несколько молодых казаков, среди которых был и Хведька
(Фёдор-мой будущий дед). Красуясь перед своими друзьями,
Фёдор спросил: «А у тебя свои брови чёрные или ты их сажей
намазала? А можно я попробую?» Нагло так подошел и пальцем провёл
по брови. Зоя размахнулась и влепила ему пощёчину. Так состоялось
их знакомство. Запала в душу Зойка Фёдору и раньше долго не тянули,
сразу сватать! Когда по станице прошел слух, что Хведька хочет
свататься к Зойке, Архип Калинович упал на колени перед иконами и
стал отбивать поклоны, бормоча: «Никогда не отдам ни одну дочку за
этих бешеных Ляпунов!» В станице Рязанской тогда было много семей с
фамилиями Ляпины. Их не очень уважали за крутой нрав и несдержанный
характер. Впоследствии дед вспоминал ,что даже собирались станицу
переименовать из Рязанской в Ляпинскую! Кстати, (по воспоминаниям
деда) первоначально, станица называлась Резанской от слова резать,
так как в начале освоения Кубани, там часто бывала резня между
черкесами и казаками. Только река Пшиш была границей между
черкесами и казаками. Свадьбу сыграли в начале мая 1916года.На
свадебной фотографии дед в черкеске с кинжалом, саблей и
пистолетом, а бабушка в свадебном платье, фате и цветком картофеля
в руке, за неимением других цветов. Забегая наперёд, хочу сказать,
что у них в жизни были разные периоды, но начало было совсем не
сладким. Дед её не называл по имени, а просто: эй , есть давай!
Когда они вспоминали это в старости, он со смехом говорил: «А я
только через два месяца узнал, как её зовут!» Вот это у казаков
такое отношение к жене, да ещё помноженное на ляпинский
необузданный характер! По бабушкиным не проверенным подозрениям он
даже изменял ей в первые месяцы совместной жизни! Прожили в
браке они больше 50-ти лет, по их же совместном определении, «как
кошка с собакой». По молодости лет Фёдор был крутым казаком,
придерживался всех казацких замашек: приходя домой, садился на
стул, протягивал ногу с грязным сапогом, дескать,снимай жена! И
обязательно надо пнуть сапогом в лицо.
В 1917 году, в мае родился сын Фёдор. Тут тоже была своя
история: понесли крёстные ребёнка крестить в церковь, по святцам
предложили три имени на выбор. Они выбрали Фёдор. Потом Зоя долго
возмущалась: уже есть в семье один Фёдор-отец, так они и сына так
назвали! Крёстные оправдывались потом: да мы забыли!
20 октября 1918 года родилась дочь- Пелагея(Полина). Была ещё одна
дочь, но она умерла во младенчестве-Нина. В 1950 году мы оказались
в Лабинске и мои родители жили вместе с бабой Зоей и дедом Федей. К
моему сознательному возрасту баба Зоя была полнее среднего
телосложения, страдала гипертонией и камнями в жёлчном пузыре.
Когда ей сделали операцию, и вынули камни-они походили на крупную
морскую гальку. Зато лицо оставалось белым и совсем никаких
морщин!
Из-за постоянных ссор супругов Ляпиных, в конце двора, купленного нами дома, была построена времянка, куда и отселили деда. Частенько баба посещала деда, приходила оттуда со слезами и подскочившим давлением, за что её моя мама поругивала, но им было вместе тесно , а врозь скучно!
О бабушке Зое у меня остались самые тёплые воспоминания. Она
очень любила и баловала меня, насколько это было возможно в
послевоенное время. Наши похождения на рынок приносили мне много
радостных минут: купить варёной колбасы по руб. семьдесят копеек и
пучок молодой морковки-было адекватно теперешней «вкуснятине»
в супермаркете. Хотя она часто называла маленькую Тину «убоищем»,
за нежелание мыть посуду или полы, она на бабу Зою не обижалась и
не обращала внимания.
Вернёмся к рассуждениям о
маразме. Баба Зоя всегда любила красиво наряжаться. У неё была
швейная машинка «Зингер», на ней она создавала неповторимые
«шедевры», как бы сейчас сказали от «кутюр». Учитывая совершенное
неумение шить, и голые полки тогдашних магазинов, она ухитрялась
перешивать чужие, купленные в скупке юбки, блузки, платья. Чаще
всего это было неумело: тянули рукава, торчал воротник, но зато
новое и свеженькое! Я думаю-это от бабушки у меня любовь к
шитью.
После 65-68-ми лет наша баба стала чудить: засовать тряпки в бюстгальтер для увеличения груди и в штаны для увеличения бёдер. Обнаружилось это самым позорным способом: дочь Полина повела её к врачу, конечно, же он оказался мужчиной, и во время раздевания всё это вывалилось наружу!
Утверждение, что раньше в старческий маразм впадают те, которые
не «шевелят» мозгами, не мучают голову каким-нибудь
интеллектуальным трудом, ярко проявился на бабе Зое. При
образовании в два класса, ей не пришлось работать и пенсию она не
получала. Рассматривая как-то документы, в её паспорте я увидела в
графе «социальное происхождение» запись: «иждивенка». Мне это
определение показалось очень обидным! Возможно, тогда ещё не было
социальных пенсий, или мои родители не хотели заморачиваться и были
в состоянии содержать её. Женщина вырастила двоих детей и растила
внуков-и «иждивенка!» и никаких пенсий! Сейчас кое-где в
выступлениях «продвинутых» политиков проскальзывает, что дети
должны содержать родителей, а не вешать их на шею государства. Но я
думаю, что такого никогда не будет!
Умерла Зоя Архиповна 7 марта 1969 года. Она возвращалась с рынка, несла купленную вазу, а было скользко,поскользнулась, упала и ударилась сильно затылком. Тут навстречу шел на работу мой отец и она только успела сказать:»Петя, я убилась!» Похоронена она на старом кладбище, ближе к улице Энгельса напротив дома 159.
|
</> |