Про Apple. И еще IBM

С детства интересовался стратегиями двух американских фирм по выпуску массовых компьютеров, IBM и Apple. Изначально продукция IBM позиционировалась, как «международные» машины для бизнеса. Причём советское руководство на эту агрессивную «всемирность» купилось, начав пародировать подход IBM с помощью машин «Единой Серии» — загубив ради неё целый ряд отечественных ЭВМ, включая перспективную троичную «Сетунь».
Мартышкин труд (обезьяны, как мы помним, бездумно копируют-повторяют повадки людей) оказался бесперспективен. Помните этих наёмных пиарщиков, которые под видом друзей унижали отечественное-советское, попутно восхваляя принцип открытости интерфейсов и взаимозаменяемости независимо разработанных компонент, как единственно верный? «Во всём Цивилизованном мире я могу купить клаву одной фирмы, подключить к материнке другой и всё работает!» Змеиный яд этих речей а-ля Новодворская подействовал. «Сетуни» и других отечественных архитектур больше нет, а самих «советчиков» и след простыл.
«Яблоко» (Apple) представляло из себя противоположный, национальный подход. Он не впаривался, он запрещался другим (не входящим в Соединённые Штаты) странам и соблазнял со своей веточки. Все комплектующие разрабатывались и производились в одной стране. Программы, включая операционную систему, писались той же фирмой, что проектировала и производила оборудование. Закрытый подход, надёжность такой системы не зависит от внешних факторов.
«Международная» IBM работала, как спрут, позволяя малому бизнесу различных стран входить на её «платформу», забрасывая национальные технологии. Персоналки (PC) создали своё пространство, свой магический мир, в котором действовали единые правила игры. Эти правила (ISA, PCI, USB, AGP и т.д.) позволялось создавать той или иной крупной организации, даже не всегда 100% американской. Порой, до сакрального «принятия» стандарта, существовало несколько стандартов (BlueRay vs HD DVD, как последний пример) — но в какой-то момент на рынке появлялась невидимая рука IBM и журналисты специализированных изданий дружно доводили до сведения каждого пользователя, какой путь теперь «Единственно рыночен».
Недавно Apple, продолжая реализовывать национальные американские технологии (то самое, что разрушило айбиэмство в СССР), вышла на новый уровень — найм китайских заводиков для выпуска своей техники. Вход «под зонт Яблока» несравнимо сложнее, чем в область влияния IBM. Зато, став поставщиком экранов для iPod'ов, ты не зависишь от превратностей «свободного рынка». Фактически у тебя сытая и спокойная жизнь советского заводика, чью судьбу может решить лишь подпись вышестоящего советского чиновника.
Итак, две фирмы, два подхода. Свободный человек, начинающий своё дело, свободен в выборе своего пути. Но когда чиновники СССР доверились «экспертам», которые возвели в догму чужой путь, отдельные положения корпоративной политики IBM, американские ножницы с завидной лёгкостью искромсали всё полотно советской экономики. Не думаю, что это случайность. Они специально так и проектировались, чтобы резать и стричь.
Источник: ссылку на оригинал ищите сами. Если вообще возникнет такое желание.
|
</> |