Привычка судить

топ 100 блогов ribera19.12.2025

К вопросу о том, какую привычку общества я стёрла бы, если бы была возможность. Будет немного рассуждений на тему «Кроткой» Достоевского, потому что тема оказалась слишком велика — никак не отпускает. И слишком много мыслей, что никак не ожидалось в период дедлайнов. Ну, и заодно после анонса спектакля и более раннего отзыва случилось много обратной связи. Так что пишу, как обычно, для себя, но если кто-то что-то хочет сказать, каменты открыты.

Итак, я бы стёрла привычку общества судить. Потому что самая популярная реакция — осудить героя. Если что, у нас есть кодексы и все, кто официально уполномочен. Не смотря на то, что в повести мы слышим только признания ростовщика, причём не юридическому суду (там достаточно ясно объяснена его непричастность к полёту жены из окна, и свидетели, и прочее) — суду высшему и своей совести. Юридически у нас никто не обязан свидетельствовать против себя, а герой как раз этим и занимается. Это и исповедь, и признание, и приговор себе — за то, что герой считает преступлением. Он уже осуждён собой, о чём мы знаем от него, с его слов. Но это слышат и понимают не многие. Зато многие слышат и опознают абьюз. Есть поступок — должно быть осуждение. К тому же при этом многие забывают о других персонажах, а в повести есть, кого и за что осудить, ой, как есть...
Второй момент — собственно общество в повести, сломанное и разбитое, больное, в котором суицид успел стать если не модой, то тенденцией, что и послужило мотивом для автора. Ростовщик — не лучший из лучших, но по крайней мере единственный, кто пытается что-то понять и осознать искорёженную реальность. История разворачивается вовсе не в Раю, а там, где просто нет положительных персонажей, если только Лукерья... Даже Кроткая — вовсе не кроткая.
Теперь о ней. У героини не завидная судьба, но всё же автор оставляет для неё несколько ситуаций для сознательного выбора. Ей 16, но по тем временам девушка уже способна и работать, и выходить замуж, стало быть, сама несёт ответственность за свою жизнь. Она шагнула в брак без особых иллюзий. Но важная деталь — у неё нет своего голоса. Всё о ней мы знаем со слов ростовщика. Значит, у неё могли быть другие переживания, другие моменты могли быть важны... а могли и те же, что рассказаны. Сыграло бы роль то, что ростовщик изначально скрывал — его «подвиг» с последующим изгнанием из полка? Важно ли было узнать о любви мужа? Что вообще помогло бы сблизиться с ним? Что она хотела бы узнать? Могло ли хоть что-то измениться, чтобы был другой итог? Достоевский никогда не даёт готовых ответов, поэтому в плане чувств и настоящих переживаний героини оставлен простор для размышлений...
И ещё очень важный момент — чувства ростовщика-то мы знаем. У него в итоге была благая цель: семья и любовь. Это было мотивом всех жестоких поступков ради укрощения жены и создания настоящей любви по представлениям травмированного сознания, представляющего любовь неким проигрышем или слабостью. Фактически он не только тратит деньги на приданое, на театр, на лечение, те самые деньги, которые с таким колоссальным трудом копил на свою мечту, нет, Кроткая буквально становится центром мира, вокруг которого теперь крутятся и мечты, и страхи, и разочарования, и планы, и вся жизнь. Ростовщик не мог найти слова о желании любви и создании семейного гнёздышка, такие слова, которые были бы понятны его жене, по которым она смогла бы понять его мотивы. Но — важный момент — ей от этого не легче, она не умеет читать мысли и в 16 лет не обязана пытаться угадывать чувства взрослого мужчины. Возможно, всё было бы иначе, если бы люди смогли сразу честно поговорить, выключить страхи и гордость. Но — не смогли.
В итоге герой и так немыслимо страдает, и так обвиняет себя во всём. Но почему читатели или зрители при этом стараются его обвинить? А те, кто натворил ужасного и жестокого, остаются без внимания и осуждения? Потому что человек во время исповеди открыт и уязвим? Или же потому, что он озвучил свои поступки? Вполне вероятно, потому что в наше время для медийных лиц любое признание может повлечь осуждение, хотя без озвучки поступков «виновным» — никто ничего и не узнал бы.
В жизни о таком человеке, как ростовщик, и я не сказала бы ничего хорошего. Он взрослый, дееспособный, сам делает выбор, а если и страдает, то я не должна за него отвечать. В повести или спектакле — есть возможность наблюдать без осуждения. Роль зрителя, практически не доступная в жизни. Выслушать и принять. И уйти улучшать свою жизнь и сделать что-то для своих близких, чтобы в жизни подобной истории даже намёка не было. Хорошо бы это стало целью, а не привычка осудить осуждённого. Было ещё что-то про «да не судимы будете», в период зимних праздников — очень кстати вспомнить

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Угадали проиллюстрированную фразу : prekrasnaya_o ...
Есть фильмы, которые не собирают полные залы и лежат далеко не в каждой домашней коллекции, но тем не менее заслуживают особого внимания. Что-то не так с Кевином We Need to Talk about Kevin ...
Давно ищу читанную если не в последних 1970-х, то в первой половине 1980-х книгу. Какая-то фантастика. Помнится из нее, что там был какой-то парень, которого зовут в научную экспедицию, куда он очень хочет попасть. На следующий день он приходит к руководителю. и говорит, что как честный ...
Да, именно так. До полного освобождения северной столицы Сирии остаются часы. Освобождены два оплота террористов - Каласе и Бустан аль Каср пленные ...
Дорогие друзья! Мы подводим итоги 2010 года и объявляем начало голосования! Сегодня в этом сообществе появятся 11 опросов. Об язательно оставляйте свое мнение! Начинаем мы, как водится, со скандала :) View Poll: СКАНДАЛ ГОДА ...