Привычка судить
ribera — 19.12.2025
К вопросу о том, какую привычку общества я стёрла бы, если бы была возможность. Будет немного рассуждений на тему «Кроткой» Достоевского, потому что тема оказалась слишком велика — никак не отпускает. И слишком много мыслей, что никак не ожидалось в период дедлайнов. Ну, и заодно после анонса спектакля и более раннего отзыва случилось много обратной связи. Так что пишу, как обычно, для себя, но если кто-то что-то хочет сказать, каменты открыты.
Итак, я бы стёрла привычку общества судить. Потому что самая
популярная реакция — осудить героя. Если что, у нас есть кодексы и
все, кто официально уполномочен. Не смотря на то, что в повести мы
слышим только признания ростовщика, причём не юридическому суду
(там достаточно ясно объяснена его непричастность к полёту жены из
окна, и свидетели, и прочее) — суду высшему и своей совести.
Юридически у нас никто не обязан свидетельствовать против себя, а
герой как раз этим и занимается. Это и исповедь, и признание, и
приговор себе — за то, что герой считает преступлением. Он
уже осуждён собой, о чём мы знаем от него, с его слов. Но
это слышат и понимают не многие. Зато многие слышат и опознают
абьюз. Есть поступок — должно быть осуждение. К тому же при этом
многие забывают о других персонажах, а в повести есть, кого и за
что осудить, ой, как есть...
Второй момент — собственно общество в повести, сломанное и
разбитое, больное, в котором суицид успел стать если не модой, то
тенденцией, что и послужило мотивом для автора. Ростовщик — не
лучший из лучших, но по крайней мере единственный, кто пытается
что-то понять и осознать искорёженную реальность. История
разворачивается вовсе не в Раю, а там, где просто нет положительных
персонажей, если только Лукерья... Даже Кроткая — вовсе не
кроткая.
Теперь о ней. У героини не завидная судьба, но всё же автор
оставляет для неё несколько ситуаций для сознательного выбора. Ей
16, но по тем временам девушка уже способна и работать, и выходить
замуж, стало быть, сама несёт ответственность за свою жизнь. Она
шагнула в брак без особых иллюзий. Но важная деталь — у неё нет
своего голоса. Всё о ней мы знаем со слов ростовщика. Значит, у неё
могли быть другие переживания, другие моменты могли быть важны... а
могли и те же, что рассказаны. Сыграло бы роль то, что ростовщик
изначально скрывал — его «подвиг» с последующим изгнанием из полка?
Важно ли было узнать о любви мужа? Что вообще помогло бы сблизиться
с ним? Что она хотела бы узнать? Могло ли хоть что-то измениться,
чтобы был другой итог? Достоевский никогда не даёт готовых ответов,
поэтому в плане чувств и настоящих переживаний героини оставлен
простор для размышлений...
И ещё очень важный момент — чувства ростовщика-то мы знаем. У него
в итоге была благая цель: семья и любовь. Это было мотивом всех
жестоких поступков ради укрощения жены и создания настоящей любви
по представлениям травмированного сознания, представляющего любовь
неким проигрышем или слабостью. Фактически он не только тратит
деньги на приданое, на театр, на лечение, те самые деньги, которые
с таким колоссальным трудом копил на свою мечту, нет, Кроткая
буквально становится центром мира, вокруг которого теперь крутятся
и мечты, и страхи, и разочарования, и планы, и вся жизнь. Ростовщик
не мог найти слова о желании любви и создании семейного гнёздышка,
такие слова, которые были бы понятны его жене, по которым она
смогла бы понять его мотивы. Но — важный момент — ей от этого не
легче, она не умеет читать мысли и в 16 лет не обязана пытаться
угадывать чувства взрослого мужчины. Возможно, всё было бы иначе,
если бы люди смогли сразу честно поговорить, выключить страхи и
гордость. Но — не смогли.
В итоге герой и так немыслимо страдает, и так обвиняет себя во
всём. Но почему читатели или зрители при этом стараются его
обвинить? А те, кто натворил ужасного и жестокого, остаются без
внимания и осуждения? Потому что человек во время исповеди открыт и
уязвим? Или же потому, что он озвучил свои поступки? Вполне
вероятно, потому что в наше время для медийных лиц любое признание
может повлечь осуждение, хотя без озвучки поступков «виновным» —
никто ничего и не узнал бы.
В жизни о таком человеке, как ростовщик, и я не сказала бы ничего
хорошего. Он взрослый, дееспособный, сам делает выбор, а если и
страдает, то я не должна за него отвечать. В повести или спектакле
— есть возможность наблюдать без осуждения. Роль зрителя,
практически не доступная в жизни. Выслушать и принять. И уйти
улучшать свою жизнь и сделать что-то для своих близких, чтобы в
жизни подобной истории даже намёка не было. Хорошо бы это стало
целью, а не привычка осудить осуждённого. Было ещё что-то про «да
не судимы будете», в период зимних праздников — очень кстати
вспомнить
|
|
</> |
Заказать продвижение сайта: как выбрать оптимальную стратегию
ЕС и Киеву придется сменить тон: США показали Европе ее истинное место...
10 книг зимы - М. Невинная "Ключи Петроградские"
Акт о военных преступлениях нацистов в Красноармейском районе. 10.01.1944
Эпоха PAX Americana закончилась
Черепашка
Ангел с поблёкшими крыльями
Сходил на выставку Карла Брюллова в ЦДХ на Крымском валу
Про Вифлеемскую звезду

