Присоединение РФ к ВТО. Нет худа без добра.
bulochnikov — 08.11.2011Нам все уши прожужжали про неизбежный конец российской экономике, если вступим в ВТО. И как всегда, никакой альтернативы своему мнению не дают. (Хотят создать впечатление, что в правительстве одни вредители и дураки, а только они, такие независимые и умные – единственные печальники о земле русской). Ибо пишут не экономисты, а пропагандисты.
Попробую исправить упущение.
Путин определил последствия так: "Что то в экономике будет хуже, что то будет лучше. Но вроде бы по нашим расчётам в целом результат будет с небольшим плюсом". Тоесть, вступим – хорошо. Не вступим – много не потеряем.
А ещё Путин успокоил промышленников, что ограждать критически важные отрасли от конкуренции будут техрегламентами. Под которые не подойдёт продукция конкурентов. Как это было сделано с окорочками из США. В США мясо замораживают и стерилизуют с использованием хлора. А в Европе – без хлора. В РФ ввели в техрегламент, что с хлором нельзя. И всё. Пока амеры не перестроят свою мясную промышленность, им запретили ввоз курятины в РФ.
Но, как говорится, нет худа без добра. Автор по ссылке ниже рассказывает, кому в России от присоединения к ВТО будет лучше.
Отсюда: Жизнь подешевеет, если мы вступим в ВТО
"В начале недели все федеральные СМИ, не скрывая ликования,
сообщили о громкой дипломатической и экономической победе России:
после 18 лет скрупулезной подготовки, переговоров и консультаций
наша страна наконец-то сможет вступить во Всемирную торговую
организацию (ВТО). Последний барьер на этом пути сняла Грузия.
Впрочем, простой обыватель восторга столичных журналистов не
разделил. Хотя бы потому, что ВТО для него – нечто из области
необъяснимого. Вступим – ну и ладно! Не вступим – и бог с ней, с
этой ВТО. А между тем событие-то историческое! Об этом в телефонном
интервью "Неделе" рассказал управляющий директор Группы компаний
"Алор" Сергей Хестанов, которому мы задали несколько простых до
примитивности вопросов.
В чём смысл?
– Сергей Александрович, простой вопрос: что такое ВТО?
– ВТО – это организация, которая определяет правила торговли стран
друг с другом. Главная ее цель – добиться снижения таможенных
пошлин и прочих барьеров, которые препятствуют движению товара.
Дело в том, что очень часто страны, стремясь защитить своего
производителя, вводят различные торговые барьеры – прежде всего, в
виде пошлин. Например, ни для кого не секрет, что российские
пошлины на иномарки весьма высоки. Это делается для того, чтобы
защитить отечественного производителя – "АвтоВАЗ", но мешает
мировой торговле. И вот, смысл ВТО в том, чтобы страны-участницы
друг в отношении друга эти барьеры или снимали, или сильно снижали
на взаимной основе. То есть в обмен на то, чтобы мы снизили свои
барьеры для импортной продукции, их должны снизить остальные страны
для наших товаров.
– Россия пытается стать членом ВТО с 1993 года. Что же нам
мешало все это время – объективные экономические причины или
"большая политика"?
– И то, и другое. Но главная причина заключалась все же в том, что
Россия пыталась защитить своих, прежде всего, автопроизводителей,
потому что конкурировать на равных с западными им, понятное дело,
тяжело. То же самое касалось и предприятий легкой промышленности,
которая, тем не менее, на сегодня фактически подавлена дешевым
китайским импортом.
В свою очередь, из наших отраслей сильнее всего страдают от "чужих"
торговых барьеров черная металлургия и нефтехимия. При поставке их
продукции во многие страны необходимо выплачивать достаточно
большие импортные пошлины, которые, безусловно, снижают
рентабельность нашего экспорта. Вступление в ВТО приведет к тому,
что они будут постепенно снижаться. И, естественно, предприятия,
которые способны что-то экспортировать в развитые страны, от этого
сильно выиграют.
Банкам придётся не сладко
– Ну хорошо, металлурги и нефтехимики выиграют. Но что в таком
случае ждет другие отрасли? Легкую промышленность мы, выходит,
окончательно похороним?
– Ну, легкая промышленность у нас похоронена давно, поэтому жалеть
ее не стоит. Из тех, кто жив, сильнее всего (хотя и не быстро)
могут пострадать банки и страховые компании. Вы хорошо знаете, что
кредиты в российских банках очень дорогие, в большинстве западных
они гораздо дешевле. Но, увы, в настоящее время мы не можем
воспользоваться их услугами, потому что напрямую в России работать
они не могут. Тот же действующий у нас "Раффайзенбанк", который
многие из нас считают немецким, – это российское юридическое лицо,
которое действует по россий-ским же законам. Со вступлением нашей
страны в ВТО к нам начнут приходить уже чисто западные организации,
и они будут работать по западным правилам. Делайте выводы!
Процентные ставки по кредитам там гора-а-аздо ниже…
Однако не спешите радоваться: поскольку государство понимает, что
приход западных предприятий в Россию для наших создаст трудности,
предусмотрен переходный период, в течение которого ограничения
постепенно будут сниматься. То есть даже если мы 15 декабря, бог
даст, вступим в ВТО, это еще не значит, что уже 16-го к нам придут
западные компании. Сразу же ждать "волшебных превращений" не
стоит.
ЗА "КАМАЗ" НЕ БОЙТЕСЬ!
– С приходом западных компаний на российский рынок конкурентная
борьба во всех его сегментах обострится. Сможет ли выдержать ее наш
КАМАЗ на фоне куда более продвинутых западных грузовиков?
– Как раз в отношении КАМАЗа ситуация достаточно благополучная.
Дело в том, что аналогичные по классу импортные грузовики стоят
гораздо дороже. Настолько дороже, что прямой конкуренции между
"КАМАЗом" и западными производителями не наблюдается. Предприятия,
изначально настроенные на импортную технику, ее и покупают. Те же,
кто стремится содержать автопарк своими силами, все равно будут
ориентироваться на продукцию отечественных заводов. Так что за
"КАМАЗ" не бойтесь – ему с учетом специфической ниши, которую он
занимает, нет альтернативы.
– …в то время как у "Лады" она есть – в виде куда более
качественных и сопоставимых по цене иномарок.
– Да ей весь мир альтернатива! "АвтоВАЗу" придется очень
тяжело…
На гречку ВТО не повлияет
– Как, по вашим прогнозам, сложится судьба российского рынка
продовольствия?
– Как ни странно, вступление в ВТО способно положительно повлиять
на стоимость некоторых товарных групп. Производство зерновых у нас
в стране достаточно развито (особенно интересно западным рынкам
фуражное зерно). А вот в области мясомолочной продукции мы заметно
отстаем – значит, после снижения пошлин на наш рынок устремятся
дешевые курятина и говядина из стран Евросоюза. Это пойдет на
пользу россиянам, потому что европейская продукция и качественная,
и недорогая. Вы удивитесь, но в супермаркетах Германии мясо
дешевле, чем у нас.
В остальном же – сильных изменений не произойдет. Производители
овощей-фруктов затронуты не будут: везти их продукцию – далеко и
накладно. Крупы, скорее всего, тоже не пострадают: отечественные
производители достаточно конкурентоспособны. Во всяком случае,
вступление в ВТО
на гречку никак не повлияет: кроме России и Китая, ее все равно
нигде не едят.
Монополисты "умрут". И поделом!
– Из ваших слов следует, что сильные отрасли и предприятия
усилятся, а слабые – ослабнут и, может, даже прекратят свое
существование. Но в целом страна выиграет или проиграет от
вступления в ВТО?
– Россия больше выиграет. И не только за счет увеличения объемов
экспорта: открытие страны для иностранных предприятий неизбежно
повысит внутреннюю культуру бизнеса. Когда к нам придут первые
западные компании, это обострит конкуренцию и следовательно –
качество товаров и услуг.
– А если говорить о простых людях – потребителях этих товаров и
услуг?
– Простым людям будет сплошная польза! Вот, например, в России
действует един-ственная более или менее крупная западная компания
сотовой связи – "Тele2". Ее всеми силами стараются не пускать в
регионы (в Москву, к слову, до сих пор не пустили!), но там куда
она все-таки смогла проникнуть, "Тele2" тут же предложила тарифы
заметно более низкие, чем у "большой тройки" (МТС, "МегаФон" и
"Вымпелком" – прим. ред.), и услуги, заметно более качественные. И
остальным сотовым операторам пришлось подтягиваться до ее уровня.
По-требители Краснодарского края, Ростовской области выиграли:
тарифы сильно снизились.
Или взять авиаперевозки. Я просто диву даюсь, насколько
отечественные авиакомпании заламывают цены по сравнению с
зарубежными! Недавно под давлением обстоятельств прекратила
существование "Авианова", и в настоящее время западные авиакомпании
просто так прийти в Россию не могут. Вступление в ВТО приведет к
тому, что появятся механизмы, которые позволят им проникать на наш
рынок и оказывать услуги.
Или строительство. За рубежом строительство недвижимости обходится
гораздо дешевле, чем у нас. Соответственно, как только придут
западные компании, которые не привыкли давать взятки и не знают,
что такое "откаты", цены на жилье начнут снижаться.
Одним словом, от вступления России в ВТО пострадают все те
предприятия, кто устанавливал монопольные цены на свою продукцию и
услуги. Или, иными словами говоря, наживался на гражданах. Что тут
можно сказать? И поделом!
ИНОСТРАНЦЫ НЕ ПРИВЫКЛИ ДАВАТЬ ВЗЯТКИ
– Что меня еще радует, – добавил наш собеседник, – так это то, что
вырастет и правовая грамотность бизнеса. Наивные иностранцы, не
привыкшие, скажем так, "стимулировать" чиновников, будут и в России
вести бизнес по-белому, и когда какое-нибудь "ответственное лицо"
попытается вымогать у них взятку, они станут подавать в суды и,
поверьте, доводить дело до логического конца! А наши
предприниматели – у них учиться. (Это не факт! Пока иностранцы
больше учатся у русских, чем наоборот.)
Вспомните, как в одном из российских городов компания "ИКЕА"
построила торговый центр и несколько лет не могла ввести его в
эксплуатацию! Шведы принципиально отказывались давать, в общем-то,
мелкую, по нашим понятиям, взятку, и это привело к большой заминке.
Но потом магазин все-таки сдали".