"Пришелец"

Не исключено, что именно многолетний разрыв с Россией сыграл свою роль в формировании у Льва Давидовича планетарного мышления. Как известно, он свято верил в идеи мировой революции, да и не только он один. Эти идеи разделяли многие большевики, в том числе и Ленин, также находившиеся долгие годы в эмиграции. И не случайно Троцкий, Ленин и другие известные революционеры подписали «Манифест II Конгресса Коммунистического Интернационала» (19 июля— 17 августа 1920 г.), в котором Советская Россия рассматривалась лишь в качестве будущего звена «федерации советских республик во всем мире».
Таким образом, Троцкого можно сравнить с неким пришельцем с планеты «Мировая советская федерация». Он, как в свое время варяги на Древнюю Русь, был призван в Россию, чтобы обеспечить победу над внутренними и внешними врагами. Со своей миссией в отношении первых Троцкий блестяще справился, после чего его изгнали. С внешними врагами оказалось несколько сложнее.
Интервенты Антанты, поддерживавшие белые армии, с апреля 1919 года постепенно эвакуировались из России. Но с японской армией на Дальнем Востоке и польскими войсками на Западе справиться не удалось. Неоднократно отмечалась роль Троцкого в создании регулярной и боеспособной Красной Армии в годы гражданской войны. Однако она оказалась в состоянии разгромить только армии белых режимов, но не регулярные армии Японии и Польши.
Краснов В.Г., Даннес В.О.
Неизвестный Троцкий. Красный Бонапарт: Документы.
Мнения. Размышления.
М., ОЛМА-ПРЕСС, 2000., стр. 3-4.
Про "пришельца" авторы подметили очень хорошо.
Что же до того, о т к у д а случилось пришествие, то с авторами (по первому впечатлению они довольно комплиментарны к своему герою) можно соглашаться, а можно и нет :) .
Вот, например, точка зрения русского писателя времён его белогвардейской поры:
Рассказывают, что однажды к Троцкому явилась еврейская делегация, состоявшая из самых древних, почтенных и мудрых старцев. Они красноречиво, как умеют только очень умные евреи, убеждали его свернуть с пути крови и насилия, доказывая цифрами и словами, что избранный народ более всего страдает от политики террора. Троцкий нетерпеливо выслушал их, но ответ его был столь же короток, как и сух:
— Вы обратились не по адресу. Частный еврейский вопрос совершенно меня не интересует. Я не еврей, а интернационалист.
И однако он сам глубоко ошибся, отрекшись от еврейства. Он более еврей, чем глубокочтимый и прославленный цадик из Шполы. Скажу резче: в силу таинственного закона атавизма характер его заключает в себе настоящие библейские черты. Если верить в переселение душ, то можно поверить в то, что его душа носила телесную оболочку несколько тысячелетий тому назад, в страшные времена Сеннахерима, Навуходоносора или Сурбанапала.
Обратите внимание на его приказы и речи. «Испепелить…», «Разрушить до основания и разбросать камни…», «Предать смерти до третьего поколения…», «Залить кровью и свинцом…», «Обескровить…», «Додушить…».
В молниеносных кровавых расправах он являет лик истинного восточного деспота. Когда под Москвой к нему явились выборные от его специального отряда матросов-телохранителей с каким-то заносчивым требованием, он собственноручно застрелил троих и тотчас же велел расстрелять всю сотню.
Отрывком из клинообразных надписей представляется мне приказание Троцкого о поимке одного его врага, притом врага более личного, чем политического: «Взять живым или мертвым, а для доказательства представить мне его голову. Исполнителю — сто пятьдесят тысяч рублей».
Наконец, пламенная его энергия и железная настойчивость суть чисто еврейская народная черта. Нам, русским, пришлось недавно поневоле испытать все прелести паспортной системы, черты оседлости и права жительства. Еврей знал их еще в те времена, когда наши предки ходили на четвереньках. Выносливость, жизнеспособность и неутомимость помогли ему преодолеть не только эти стеснительные путы, но выйти живым из всяких пленений, гонений и массовых аутодафе, сохранив расовый облик, древнюю религию и национальный характер.
Троцкий не умен в обширном и глубоком смысле. Но ум у него цепкий, хваткий, находчивый, легко усвояющий, фаршированный пестрыми знаниями. Стоит только припомнить его изречения — все они украдены без ссылки на источники. Словечко о гильотине, которая «укорачивает человека на голову», принадлежит одному из якобинцев. Потребовав 50000 буржуазных голов, Троцкий только прибавил два нуля к счету Марата. Мимоходом он «усвояет» у Наполеона, Бисмарка, Мольтке и даже у Драгомирова. Еще не выработав посадки на Красном Коне, он уже овладел техническими и бытовыми военными терминами.
Он не творец, а насильственный организатор организаторов. У него нет гения, но есть воля, посыл, постоянная пружинность.
У него темперамент меделяна, дрессированного на злобность. Когда такому псу прикажут «бери!» — он кидается на медведя и хватает его «по месту» за горло.
Так, отчасти, рассматривает Троцкого Ленин. Но пусть кремлевский владыка не забывает, что эта порода крайне мстительна и злопамятна. Бывали случаи, что меделян хватал «по месту» не медведя, а своего хозяина, наказавшего его накануне. А этот однажды уже огрызнулся.
Куприн А.И. Троцкий.Характеристика.
1920
Тоже можно соглашаться или нет, но всё-таки в некоторой ( :) ) наблюдательности Александру Ивановичу мы же не станем отказывать, правда? :)
Тем более, что версия Куприна не нуждается в подсчётах сроков пребывания Лейбы Давидовича в собственно России. Она фокусирует наше внимание на другом - на том, что когда он и пребывал в нашей стране, то, возможно, лишь в физическом смысле, не более того :) . В хронотопическом же - скорее во временах ветхозаветных …
О которых в одной замечательной книге рассказано немало любопытного …
|
</> |