Принципы политики Байдена в отношении Украины - не раздражать. Москву и Берлин,

топ 100 блогов trim_c07.07.2021 ЗН


Немного гнетущее впечатление в украинских вопросах производит сегодня Вашингтон, куда совсем скоро собирается президент Зеленский. Это гнетущее ощущение частично вызвано устойчивым дежавю, которое отсылает к администрации Обамы. Но не только. Есть и некоторые новые тренды, которые горячо приветствуются всеми сторонниками трансатлантического партнерства и единства, но сейчас рикошетят по Украине.

Несмотря на усилия понять, в чем европейская стратегия Байдена заключается, похоже, что речь идет не так о стратегии, как о сознательной попытке администрации Байдена покрыть моральный ущерб, причиненный Германии во время президентства Трампа. Причем похоже, что задекларированный Байденом подход на восстановление альянсов имеет более односторонний характер — исключительно с американского направления в сторону европейского. Ни один из моих американских собеседников не смог ответить на вопрос, что в рамках политики восстановления альянса с Германией США получают от Германии. Возможно, немецкий вклад в восстановление трансатлантического альянса станет более понятным во время визита Ангелы Меркель в США на следующей неделе — 15 июля.

Это все важно для Украины, потому что за последние месяцы мы стали свидетелями того, как важные для нас решения в администрации Байдена принимались на основе микса двух подходов — хорошо известного на Западе «не провоцировать Путина» и достаточно нового «не огорчать Германию». Речь идет, в частности, о трех показательных решениях. Первое — это, конечно же, ослабление санкций относительно «Северного потока-2». Желание восстановить поврежденный Трампом альянс с Германией сыграло в этом вопросе для Байдена ключевую роль. Однако здесь корректнее было бы говорить о желании восстановить альянс с Меркель, а не с Германией, поскольку нынешний канцлер завершает в этом году свою политическую карьеру, а у нового правительства, если в него все же войдут «Зеленые», другое видение «Северного потока-2», которое вряд ли будет способствовать согласию при нынешней линии Белого дома.

Второй показательный вопрос (есть основания считать, что он также попал под влияние гремучей смеси подходов «не огорчать Германию» и «не провоцировать Россию») — это НАТО. После встреч в Вашингтоне складывается впечатление, что вопрос интеграции Украины в НАТО для американских десижнмейкеров не существует. Есть вопросы реформирования сектора безопасности и обороны. Есть вопросы двустороннего безопасностного и военного сотрудничества. Кое-где есть даже готовность обсуждать предложенное Украиной соглашение о безопасностном и оборонительном сотрудничестве — хоть и с некоторыми предостережениями к слову «соглашение», выхолощенным содержанием и, конечно же, без каких-либо безопасностных гарантий и даже уверений. То есть ничего общего с заключенными в середине прошлого века с рядом стран мира аналогичными двусторонними соглашениями, которые даже имели свою статью 5 о взаимной обороне, вроде Соглашения между США и Японией.

Едва ли не впервые за много лет в американской столице я столкнулась с тем, что тема будущего членства Украины в НАТО откровенно раздражает не только оппонентов Украины, но и многих друзей. Несмотря на то, что объясняешь: никто не требует немедленно пригласить Украину в НАТО или даже предоставить ПДЧ — разработаем совместно маршрут к конечному пункту назначения, который вы в Альянсе сами определили в Бухаресте еще в 2008 году. И этот пункт назначения — членство. Определим ключевые шаги, которые Украина должна сделать, чтобы достичь и военной, и, что не менее важно, политической взаимосовместимости.

Многие американские собеседники тем временем симпатизируют идее, что в случае с Украиной и Грузией ПДЧ в принципе не может быть адекватным инструментом для подготовки к членству в Альянсе. Однако большой вопрос заключается в том, кто из американских членов правительства или конгрессменов готов инвестировать в ближайшие годы свой политический капитал в продвижение идеи членства Украины в НАТО на практике, а не на уровне общих и весьма абстрактных деклараций. Ведь похоже, что поддержка (или не поддержка) членства Украины в НАТО на сегодняшний день не является индикатором поддержки Украины в Вашингтоне.

Третье показательное решение — это отказ предоставить Украине «забронированную» военную помощь на 100 млн долл. в связи с наращиванием российских сил на границах Украины. Именно этот элемент больше всего вызывает дежавю с временами администрации Обамы, когда те или иные решения очень часто рассматривались через призму того, как это воспримут в Москве. Само желание не провоцировать Россию, по мнению фактически всех американских собеседников, было — на фоне встречи Байдена с Путиным — важным фактором отсрочки помощи. Именно «отсрочка», ведь дискуссия в Белом доме вокруг этого вопроса свелась к тому, предоставить помощь уже на этом этапе или после того, как Россия реально начнет наступление. Знаю, целесообразность такого обсуждения выглядит по меньшей мере сомнительно: помощь, предоставленная уже после возможного наступления, утратит какой-либо смысл.

Похоже на то, что, как и во времена Обамы, в Белом доме формируются две условные группы в вопросах Украины. Или, точнее, в чувствительных вопросах в отношении Украины. И, как и во времена Обамы, линия раздела между этими лагерями заключается в том, насколько те или иные представители администрации готовы учитывать потенциальную реакцию России, принимая те или иные решения на украинском направлении, как это было в случае с Сьюзен Райс, а сегодня вполне может быть в случае с Джейком Салливаном. Причем во времена Обамы Джейк Салливан был, скорее, на стороне Украины.

Будет эта линия длительной или завершится вместе с полугодичным испытательным периодом в американо-российских отношениях, сейчас неизвестно. Так же неизвестно, какую роль будет играть лично президент (Байден все же не Обама в вопросах Украины).

Для многих, кто горячо поддерживал Байдена на выборах и верил в его способность выстроить серьезную политику в отношении Украины, важным индикатором было то, где окажется Майк Карпентер, его многолетний советник по вопросам Украины, президент созданного Байденом аналитического центра. В конце концов, Карпентер был «сослан» послом США в ОБСЕ — далеко не самый важный пост, по меркам американской дипломатии. Вполне возможно, что в ОБСЕ Украина получит нового Даниэля Байера, который во времена администрации Обамы высоко и громко держал в повестке дня вопрос российской агрессии в отношении Украины, но важнее, что Украина потеряет Майка Карпентера в Вашингтоне.

Отличие администрации Байдена от администрации Обамы заключается в том, что в первой значительно большую роль будет играть линия на углубление сотрудничества с Германией: правительственные структуры продолжают пополнять специалисты, для которых развитие отношений с Германией приоритетно. Желание залечить травму, причиненную немцам президентством Трампа, действительно серьезное. Хотя, если разобраться, Украину Трамп тоже травмировал. Ни один зарубежный лидер ни одной страны мира не испытал на себе такого давления от президента США, как Владимир Зеленский, хотя Хантер Байден работал не только в украинской компании.

Так или иначе, уже сегодня американские друзья Украины советуют Киеву активнее работать именно с Германией. Что, кстати, вполне вписывается в линию, которая четко прослеживалась при каденциях двух предыдущих президентов США: Украина в Европе, поэтому и делами ее должна заниматься прежде всего Европа.

Неужели в правительственных кругах США не хватает людей, готовых развивать отношения с Украиной, не оглядываясь постоянно на Берлин и/или Москву? Такие люди есть, но они предпочитают рассматривать Украину через другие очки — антикоррупционные. Те, кто действительно, по американским меркам, болеет за Украину, ставят приоритетом в украинском досье именно вопрос антикоррупции. Мы можем сколько угодно упрекать американских партнеров, что главной безопасностной угрозой для Украины является угроза со стороны России, представители нынешней администрации, и лично Байден, убеждены в другом: такой безопасностной угрозой для Украины является коррупция. То есть мы не говорим с США на разных языках — они на языке антикоррупции, а мы на языке безопасности, мы говорим на разных безопасностных языках.

Все эти (и не только) вещи должны учитывать те, кто готовит визит президента Зеленского в США, без каких-либо оснований надеясь на подписание около 15 соглашений, едва выполнив до визита одно или максимум два обещания, данных американской стороне на Банковой во время визита госсекретаря Энтони Блинкена. С такими результатами мы и дальше будем видеть лишь апдейт политики Обамы в отношении Украины с усиленным немецким акцентом. А нам крайне нужен серьезный апгрейд.


Это впечатления одного человека. Но это очень серьезный и очень толковый человек, Однако как уже достаточно хорошо известно, Президент слушает очень узкий круг очень близких людей - мнений всех иных для него обычно не существует.

И может нигде это так не сказывается на нашей политики как в вопросах международных отношений - тут необходимость выслушивать достаточно широкий круг лиц давно стала частью обычного способа ведения дел (люди вроде Трампа, понятно, не в счет, но тут как раз тот случай). Остьается надеяться, что Кулеба Гетьманчук услышал. И что он получает аналогичные сигналы хотя бы от части своих людей в Вашингтоне.

И что Зеленский выслушает Кулебу, правда последнее кажется имеет место. Но даже при условии правильной проинформированности, остается не очень понятным, какую политику следует выбирать Украине, чтобы складывающиеся негативные тенденции преодолеть.

Однако мы вскорости узнаем, если не то, какова была технология выбора тактики визита, то во всячком случае узнаем, каковы были результаты. Так что остается подождать. Но общая картина в Берлине и Вашингтоне мало вдохновляющая

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В минувшее воскресенье наблюдал постыдную сцену около Благовещенского кафедрального собора. У входа в храм видел объявление на китайском языке — рядок иероглифов о чем-то извещал наших заречных соседей. Прошел мимо. А когда выходил из храма, то остолбенел от полной цинизма картины. На ...
Блогер Илья Ремесло зарегистрирует товарный знак «Прекрасная Россия будущего». Эту фразу популяризовал Алексей Навальный Блогер Илья Ремесло подал в Роспатент заявки на регистрацию товарного знака «Прекрасная Россия будущего» и аббревиатуры ПРБ. Внимание на это обратили «Открытые ...
Немного фотографий и видео турецких войск и протурецких сирийских боевиков, принимающих участие в турецкой военной операции «Источник мира» против сил курдов на севере Сирии. Модернизированный турецкий M60TM с системой предупреждения о лазерном облучении, дистанционно управлемой ...
составители флэшмоба заинтересовались только им. странно. а как же обед, ужин? это сегодня. чаще каша, сыр, авокадо на черном хлебе — праздник. очень люблю красную рыбу. еще не ...
— 11.11.10 19:09 — Путин предлагает ввести уголовную ответственность за продажу алкоголя подросткам Правительство предлагает ввести уголовную ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним, сказал.... ...