Приколы соцреализма
uglich_jj — 31.10.2013Искусство в СССР было подцензурно и раболепно. Диктатура же. Но и у цензуры бывали проколы. А прокол цензуры - прикол соцреализма! Ниже - подборка картин советских художников стиля соцреализм, увиденная свежим взглядом.
В 1885 г. была такая Морозовская стачка, на фабрике капиталиста Морозова в Орехово-Зуево. На тот момент - стачки, профсоюзы, партии и всякая оппозиция в стране были запрещены. Но народ все равно вышел. В СССР, который заявлял о себе как о "государстве рабочих и крестьян", это событие всячески пропагандировали. Ниже - 2 картины написанные в сталинский период про эту стачку. Почувствуйте разницу!
Георгий Савицкий. "Совещание рабочих перед морозовской стачкой".
Нормальное совещание. Штоф водки, рюмки. Мужик за столом справа (со сжатым кулаком) - вожак, предлагает план, все слушают. Тот что за ним (крайний справа) накатывает еще рюмашку. Дед слева ( в красной рубахе) сидит с выражением :"Ох @%# твою мать!"
А вот вторая картина.
Иван Владимиров. "Морозовские ткачи обсуждают требования накануне стачки (1885 г.)".
Композиция, в целом, та же - вожак со списком, мужики-работяги. Но на столе - только чай! Молодец художник. Классовая борьба это ж борьба с капиталистами, а не со штофом водки.
Еще пара чудных картин, автор - Александр Дейнека, классик соцреализма.
Алексендр Дейнека. "Душ". 1937 г.
Сначала идея была такая - спортсмены в душе, один сидит, остальные моются. Потом Дейнеке картина не понравилась и он отрезал правый фрагмент, с мужиком, который наклонился. А из левого фрагмента чуть позже, во время войны, автор сделал отдельную картину, с другим названием.
Александр Дейнека. "После боя". 1944 г.
То есть это уже не спортсмены, это солдаты, 1944 год. Принимают душ после боя с немцами. Кабинки, горячая вода, все удобства. Вот как на фронте воевали-то!
Пока Дейнека упражнялся со своими мужиками в душе, другие художники пытались изобразить советских женщин. Особенно яркие образы создал питерский соцреалист Александр Самохвалов.
Александр Самохвалов. "Метростроевка со сверлом". 1937 г.
Правда, она с отбойным молотком, а не сверлом. Но не важно.
Александр Самохвалов. "Метростроевка, несущая арматуру", 1932
Александр Самохвалов. "Женщина (работница) с напильником". 1929 г.
Помимо перечисленного (отбойные молотки, напильники, арматура), там у него еще есть - с лопатой, лебедкой, бетономешалкой, ну в общем весь спектр женского равноправия.
Еще один важный аспект соцреализма - портреты вождей. Дело выгодное (для художника), но нужно иметь политическое чутье, особенно во времена тов. Сталина.
Константин Юон. "Первое появление В.И.Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 г." 1927 г.
Ленин провозглашает Советскую власть - кульминационный момент революции. Сзади Ленина, в президиуме - его соратники. В том числе: верхний ряд (справа налево) - Антонов-Овсеенко; Каменев (в пенсне); четвертый справа - Сталин, радостно аплодирует; рядом с ним - Троцкий с характерной бородкой; еще левее через одного - Рыков, высунулся посмотреть на Ильича. В общем, одни враги народа. Каменев - левый уклонист (расстрелян вместе с женой), Рыков - правый (аналогично), Антонов-Овсеенко - троцкист и шпион (и тоже вышка, и ему, и жене), ну и главный враг Троцкий - известное дело, ледорубом по голове.
Довольно интересно выписана публика непосредственно перед трибуной Ильича:
Какие-то странные народные массы перед трибуной. Короче... картину пришлось переписывать.
Получилось вот что:
Константин Юон. "Выступление В.И.Ленина в Смольном".1935 г.
Всего прошло 8 лет, а как многое изменилось! Президиум сократился до 4 человек (справа налево): Молотов, Урицкий, Дзержинский, Сталин.Народ перед трибуной тоже поправили - теперь там сугубо русские лица в картузах и кепках. У Ленина стал выше лоб, да и сам он как-то возмужал, накачался что ли? А художник в 1947 г. стал лауретом Сталинской премии первой степени в области литературы и искусства.
Да, много врагов народа было... Что там Президиум! Идут, бывало пионеры в лес по грибы. А там -
С. Светлов. "Пионеры поймали английского шпиона".1939 год
Или вот:
М.Антонов. "Разоблачение врага народа в цеху". 1938.
А лица-то!
Не только в цеху, даже дома надо быть начеку. Враги народа - они такие...
Н.Чебатков. "Павлик Морозов". 1959 г.
Но пришло время - и партия нашла в себе силы разоблачить и самого товарища Сталина, главного борца с врагами народа. И тогда Министерство Правды опять взялось за работу.
Вячеслав Мариупольский. "Вожатая". 1949 г.
Он же. "Вожатая". Конец 1950х гг.
Портрет вождя заменили. Да и взгляд у вожатой как-то подобрел что ли...
Сергей Григорьев. "Прием в комсомол". 1949 г.
Соцреализм во всей красе. Комсомольцы принимают нового бойца в свои ряды. Пытают, что да как. Сзади - старший товарищ от партии в военном френче. За ним - самый старший товарищ, в виде бюста. Смотрит на девченку прищурясь.
Он же. "Прием в комсомол". 1958 г.
Все на месте, только бюст пропал.
Ну и напоследок еще один классик соцреализма - Гелий Коржев, в советские времена - ударный работник Министерства Правды.
Гелий Коржев. "Поднимающий знамя". 1963
Там целый триптих у него был , назывался "Коммунисты". Это центральная часть.
Гелий Коржев умер в 2012 г. Он дожил до краха СССР, увидел 1991 год, когда знамя таки упало.
Гелий Коржев. "Свалка". 2007 г.
Я думаю, две эти картины, поскольку их написал один и тот же автор (но с разницей в 47 лет), надо объединить в одну и показывать вместе. Вот 1960 год (слева), а вот - 2007 (справа).
P.S.
А вот что в России рисовали ДО эпохи соцреализма, можно посмотреть, например, тут:
Россия в 19в.: картины маслом
Династия Романовых
|
</> |