Приходской устав и церковная интеллигенция

Ну что сказать? Можно, конечно, спорить о частностях, но нет никаких сомнений, что прав в общем и целом именно о. Павел. И зная его биографию, видишь, что это не абстрактная правота, она выстрадана и вымолена. Спорят тут, по сути, пророк и бюрократ - ну на чьей стороне может быть всякий думающий и чувствующий человек?
А только в голову приходит и другое... Много ли других таких приходов, где за новый устав не торопились поднимать руки? Два-три, говорят, найдется на всю Россию (за рубежом картина принципиально иная), и одно это показывает, что устав, в котором от епископа зависит всё, а от прихожанина ничего - просто адекватная для нашей действительности бумага. Неприглядная, как сама эта действительность, но адекватная.
И сейчас скажу то, что не понравится многим. Я отчего-то уверен, что если несомненная правота о. Павла будет введена директивным порядком во всей РПЦ, если прихожане, иными словами, станут полноправными хозяевами на приходах... нас ждет этакий церковный 1917 год - развал всего с последующим приходом к власти наиболее беспринципных и циничных крикунов от православия. "Эй, пацан, иди сюда. Ересь есть? А если найду?" И ведь найдет. И его поддержит молчаливое большинство, которому "всё равно как, лишь бы православно" (реально высказанное пожелание).
Вот тут хорошо сказано о чем-то подобном: "Интеллигенция совершенно не умеет сознавать свой интерес и действовать в соответствии с ним. Она всё время «об интересах народа». И огребает по полной. Но когда она перестает печься «об интересах народа» - она тут же перестает быть интеллигенцией. Задача, однако".
И как ее решать - я не знаю.