
Приговор по делу Запретного искусства и вокруг: зарисовка извне зала суда

Я, честно
говоря, думал еще осмыслить всё, что было сегодня, тем более, что в
зале суда меня все равно не было, но более быстро рефлексирующие
люди уже написали и о том, как меня грозились
депортировать, и о том, как очень православная «дамочка в
платке ударила Алека
Эпштейна газеткой по голове», поэтому надо что-то написать уже
сейчас. Впечатлений много, и они довольно
противоречивые.
Мы с Олегом,
предполагая, что будет аншлаг и давка, пришли в суд
заблаговременно; заседание было назначено на полдень, мы пришли,
когда еще не было одиннадцати. Без проблем пройдя первый кордон
милиции (у входа в прилегающий к суду двор), мы подошли к
охранникам на первом этаже, которые с некоторой натяжкой пустили
нас в здание со словами: «Вообще-то, сейчас только прессу пускаем,
посетителей без четверти двенадцать сказали запускать, там места
мало-то, поэтому, если вас потом выведут, не обессудьте». Мы прошли
на первый этаж, где в коридорчике было не продохнуть. Не видя
причин задыхаться, мы поднялись на третий этаж. Там нас попросили
спуститься на полэтажа, мы спустились, сев на лавочку между вторым
и третьим этажами здания Таганского суда. Там уже сидело четверо
молодых людей, троих из которых Олег знал; я знал только одного, но
с бородой и в каких-то странных очках я Петра Верзилова узнал,
прямо скажем, не сразу. Петр интеллигентно читал книжку Льва
Рубинштейна. Я достал книгу Рыклина
«Свастика, крест, звезда. Произведение искусства в эпоху
управляемой демократии», посвященную суду над кураторами выставки
«Осторожно, религия» в 2005 году; ну, а что еще было там читать?!
Мы сидели, перебрасывались фразами ни о чем, ждали. Где-то в
полдвенадцатого в зал стали запускать аккредитованных журналистов,
мы тоже встали, первым пытался пройти Петр, его не пустили, и все
мы спустились обратно на полэтажа.
Минуты через
три к нам неожиданно довольно резво подошел майор милиции, позднее
представившийся (не мне) как Пригарин Геннадий Васильевич, если
верить муниципальному сайту — и.о. Начальника
МОБ ОВД Таганского района. Затянув песню о необходимости борьбы с
терроризмом и сообщив мне отдельно, что «у Вас в Израиле очень
много террористов» (я признателен Геннадию Васильевичу за такое
знакомство с израильскими проблемами), он попросил нас открыть
сумки для проверки еще раз. Скажу честно, никакого подвоха я в этой
просьбе не заметил; о том, что внизу задержали девушку Настю с
коробочкой тараканов мы в тот момент понятия не имели, как не знали
и о том, что еще одна такая коробочка каким-то образом попала в
сумку Петра. Вежливо досмотрев мою и Олега сумки, Геннадий
Васильевич, действовавший в сопровождении одного редкостного жлоба
в штатском (его фото есть в журнале Анны), переключился на Петра, и
увидев у него в сумке коробочку от кукурузных хлопьев заорал
«Открывайте, что у Вас там?» Петр не успел и среагировать, как
Геннадий Васильевич сам вскрыл коробку, бросив ее на пол, откуда
выползли сотни тараканов стандартного размера, которые,
естественно, поползли во все стороны (видимо, идея Геннадия
Васильевича была — показать, что тут у суда тараканы в голове, как
Петр нам потом объяснил). Геннадий Васильевич стал их давить,
судебные приставы стали выносить Петра, мне было больше всего жаль
брошенной в кучу тараканов книги Льва Рубинштейна, нас, несмотря на
нашу полную непричастность к произошедшему, вытолкнули из здания,
угрожая всем тем, о чем написала Анна. Пока мы спускались, мы
видели как силой выталкивали из здания Нади; задержания Антона мы
не видели.
Геннадий Васильевич и объяснявшая ему
права и обязанности сотрудников милиции Женя; я тихо наслаждался
Жениной манерой беседовать с представителями органов правопорядка,
стоя сбоку...
Нас выгнали из суда, но чувствуя себя без вины виноватыми, мы
прошли досмотр еще раз, но нас после этого опять выгнали, хотя у
нас с Олегом ничего предрассудительного не было вообще. Дальше мы
сообщили Артему Чапаеву о том, что произошло, другой Артем — из
Новосибирска — видевший всё это вместе с нами — написал в Твиттер, и из
этих двух источников информация и пошла, еще до начала оглашения
приговора появившись на Ленте.ру.
Во дворе суда
мы оставались до его окончания, до четырех часов дня; там же стояли
многие другие неравнодушные люди (человек тридцать). Все мы
узнавали о происходившем из сообщений в Твиттере Владимира
Варфоломеева (о том, что происходило в зале суда, в режиме
реального времени сообщал он один), вокруг нас раз пятнадцать
хороводом с пением промаршировали православные хоругвеносцы, с
коими я круг за кругом имел искрометное общение (меня перекрестили
столько раз, сколько никогда за все предшествующие 35 лет моей
жизни, обещав мне мучения в аду за то, что я «громлю христианские
церкви»!); в ходе этого общения я, в частности, узнал, что Иисус не
был евреем. Такие вот новости культуры.
Потом мы, заглушая их крики «позор», скандировали «поздравляем»
вышедшему Самодурову, которого один из друзей
«окроплял» «святой
водой» Конституции:
на бутылочку минеральной воды была наклеена обложка Конституции
Российской Федерации. Желающих «окропиться» Конституцией оказалось больше, чем
было воды в бутылке, вследствие чего в ту бутылку перелили воду из
другой, а та вода оказалась газированная. Синтез Конституции с
газом - непобедимая же сила, наше всё, просто.
Юрий Вадимович же, скажем честно, повел себя разочаровывающе: я
призывал всех не расходиться, пока не определится судьба троих
задержанных с пачками тараканов. Я говорил Юрию Вадимовичу, что
ребята рисковали свободой и благополучием, защищая его свободу и
его благополучие. Вначале Самодуров остался во дворе суда, но потом
сказал мне, что «поступок Петра —
хулиганский», что
«пространство суда нужно уважать», и что, вообще, Петру «должны за
это хулиганство присудить штраф, и это будет справедливо». После
этого он сел в машину и уехал. Лена Хейдиз (самая яркая радикальная
соц-арт-художница сегодняшней России, которой самой шьют
дело «об оскорблении
русской национальной души», как она нам сообщила) осталась,
как и несколько других хороших людей. Я задумался о том, есть ли у
коллектива (в частности, нации) общая душа...
Вскоре мы узнали, что Настя ухитрилась из ОВД сбежать. Петра и
Антона привезли судить в этот же Таганский суд, но суд судить их
отказался, аргументируя это тем, что, мол, мелкое хулиганство — это
в мировой суд, а не в районный. Их повезли обратно в ОВД, мы пешком
пошли туда (нас было восемь человек), оттуда их повезли в мировой
суд на Рабочей улице, и мы тоже поехали туда — Олег, я, Аня
Каретникова, адвокат Елизавета Приходина, и еще четверо
неравнодушных хороших людей.
Между районным и мировым
судами: Сева, Женя, Веник, Алексей, Олег и я
В суде на Рабочей мы проторчали полтора часа, пока судья «изучал
дело», потом он вышел и сказал, что протокол оформлен ненадлежащим
образом (!), он дело на рассмотрение в таком виде не берет,
направляет его обратно в ОВД, Петр и Антон подписали обязательство
послезавтра явится в ОВД уж не знаю, зачем, после чего их отпустили
по домам. Мы проводили их до метро с поэтичным названием Площадь
Ильича, и там расстались.
Денис Бочкарев и Анна
Каретникова в коридоре мирового суда на Рабочей
улице
Много впечатлений — с одной стороны, в суде — такое полное всесилие ментов и ФСБ-шников/сотрудников центра Э в штатском (двое парней лет по 30 особо там усердствовали), а с другой — полное бессилие тех же ментов и особистов: в итоге-то все пошли по домам, и даже пачку тараканов, как оказалось, ухитрились сберечь для каких-то неведомых мне целей...
Режим — это
Колосс, но у этого Колосса — глиняные ноги. Спасибо Петру и его
коллегам, раз за разом обращающим наше внимание на этот факт.
Петр во дворе Таганского суда; мы на
несколько метров сзади
Более всего же меня расстроил Юрий Вадимович Самодуров,
отказавшийся поддержать радикальных художников, обвиняемых РОВНО в
том, в чем обвинялся он сам — в неуважении сакрального пространства
и символов. В его случае эти символы — религиозные, в Петином —
секулярные (в гражданском государстве роль храма играет как раз
суд, это очевидно), и ужасно досадно не понимать, что в глазах всех
тех, кто хороводил крестные ходы вокруг Таганского суда, между
Петей и Юрием Вадимовичем нет никакой разницы. Я, естественно, не
говорю, что Юрий Вадимович должен во всем следовать логике
православных хоругвеносцев, но хорошо бы понимать, кто сидит с
тобой в одной лодке, и отвечать на взаимопощь взаимопомощью. Если
после двух судов, посвященных борьбе за право на свободное
художественное высказывание в любом пространстве, преданному и
уволенному Сахаровским центром его бывшему директору это нужно
объяснять, то, если честно, совсем опускаются руки. В русском языке
есть поговорка: Если надо объяснять, то не надо объяснять. Вот уж
воистину...
Цветы Юрию Вадимовичу
Самодурову
Усталые, мы втроем вернулись в центр, где прекрасно провели время в
новом кафе, открывшемся в апреле в двух шагах от Института
востоковедения и Архитектурного института. В кафе
«Черска» атмосфера, одновременно уютная и
утонченно-интеллектуальная, гармонично дополняется очень вкусной
едой как для вегетарианцев, так и для тех, кто ест мясные блюда. Из
окон кафе «Черска»
видно столь чуждое ему по духу очередное здание ФСБ — но видит бог,
которого нет, это был адекватный урбанистический пейзаж для конца
сегодняшнего дня...
Фото незаменимого Дениса Бочкарева