Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

топ 100 блогов russos19.09.2019 Кто читает мой инстаграм, в курсе, что полторы недели я был на севере. Совершил путешествие мечты, даже не побоюсь сказать, что это был морской круиз. Я посмотрел, как нефть с Новопортовского месторождения через уникальный терминал «Ворота Арктики» в Обской губе перегружают на танкер ледового класса. Далее он следует по Обской губе и Северному морскому пути до Мурманска. Там нефть перегружают на танкер-накопитель «Умба». Между прочим, сейчас это самый большой танкер, который ходит под российским флагом.

Но не будем забегать вперед. Этим репортажем я открываю цикл статей, как устроена эта уникальная логистическая схема. Как устроен танкер, как живет экипаж на нем. Как готовят нефть к транспортировке, как перегружают. Что такое ледокольное судно обеспечения и зачем оно нужно. В общем, материала будет много, не переключайтесь! Начнем мы с Приемо-сдаточного пункта Новопортовского месторождения.

Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

Новопортовское — самое северное и одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал (а по запасам жидких углеводородов — крупнейшее). Расположено в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, в 360 км к северо-востоку от города Салехард, в 30 км от побережья Обской губы. Там не было ничего. Ни транспортной, ни любой другой инфраструктуры. А температура зимой достигает −50 градусов. В таких условиях и начали осваивать месторождение. Сначала инфраструктуру для комфортного проживания и работы. Параллельно шло освоение промышленных площадок. Был построен трубопровод к Приемо-сдаточному пункту, возведен круглогодичный терминал «Ворота Арктики». И возникает вполне логичный вопрос, а зачем так забираться далеко на север?

Новопортовское месторождение было открыто в 1964 году. Долгое время его разработка была экономически нецелесообразной из-за отсутствия логистической инфраструктуры. Вполне хватало более «легкой» в добыче нефти на Большой земле. Но те времена остались далеко позади, месторождения, открытые и разрабатываемые десятилетия назад, постепенно снижают объемы добычи. Поэтому компания «Газпром нефть» взяла курс на Арктику, ведет разведку еще севернее и вводит в эксплуатацию новые месторождения.

1. Как я написал во вступлении, первый фонтан забил 24 декабря 1964 года. Это была скважина Р-50 с суточным дебитом газа более 1 млн кубометров. К 1987 году на месторождении было пробурено в общей сложности 117 разведочных скважин, однако активное освоение промысла началось в 2012 году, когда возникла целесообразность его разработки и были доступны современные технологии. В ходе работ по расконсервации старых скважин был получен фонтанирующий приток нефти с дебитом 140 кубометров в сутки. Полномасштабное эксплуатационное бурение на Новопортовском месторождении началось летом 2014 года.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

2. Новый сорт нефти, получивший название Novy Port, относится к категории легких с низким содержанием серы (около 0,1 %). Это один из самых технологичных проектов компании «Газпром нефть». Здесь апробируются технологии бурения в условиях вечной мерзлоты и экстремальных температур. Для повышения эффективности разработки применяются бурение горизонтальных, двуствольных скважин, многостадийный гидроразрыв пласта и другие сложные технические решения.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

3. Кроме того, нефть Novy Port практически безводная и отличается низким содержанием примесей, а значит, практически не требует дополнительноий подготовки, что делает ее ценным сырьем для нефтеперерабатывающих заводов. Таким образом, после добычи и подготовки нефти на Центральном пункте сбора нефти она по 100 километровому нефтепроводу, построенному в условиях вечной мерзлоты, отправляется на Приемо-сдаточный пункт, расположенный на берегу Обской Губы около села Мыс Каменный.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

4. Здесь нефть накапливается в резервуарах и, после подхода танкера, через терминал «Ворота Арктики» перегружается на борт судна.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

5. Рында в честь первой зимней отгрузки нефти, но была еще и первая летняя. Она состоялась 21 августа 2014 — го, в этом году компания отметила 5 лет с того дня, когда нефть Novy Port впервые отправили по Северному морскому пути. Самое интересное, что возможность танкерной отгрузки проверялась в 2011 году, тогда атомный ледокол Вайгач осуществил опытную проводку из порта Сабетта до села Мыс Каменный.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

6. Начальник смены Сергей Большаков готовится руководить процессом отгрузки нефти на танкер.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

7. Терминал «Ворота Арктики» автоматизирован и на нем нет сотрудников. Все управление дистанционное. По телекамерам можно видеть, как идет процесс шланговки — присоединения муфты с шлангами от терминала к танкеру. Но о терминале я напишу отдельный материал.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

8. Две колбы слева — нефть из скважин. Потом нефть, которая отправляется заказчику. Справа так называемый сорт нефти Urals — смесь разных сортов нефти с разных месторождений. Так как нефть с Новопортовского месторождения уникальная, то она была выделена в отдельный сорт, который ни с какой другой не смешивают. Кстати, его цена примерно раза в два дороже, чем обычная нефть.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

9. На Приемно-сдаточном пункте находится лаборатория, которая контролирует качество поставляемой нефти.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

10. В лаборатории хранятся так называемые арбитражные пробы. Это опечатанные пробы с каждой партии для контроля качества. Если лаборатория заказчика выявит вдруг какое либо не соответствие, то назначается дополнительная экспертиза уже этих арбитражных проб. За все время поставок с этого месторождения такой необходимости не было.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

11. Михаил Обухов, оператор товарный Цеха подготовки и перекачки нефти Приемо-сдаточного пункта (ПСП) Новопортовского месторождения
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

12. Приемо-сдаточный пункт предназначен для приема, хранения, коммерческого учета товарной нефти и ее подачи на терминал «Ворота Арктики». Его сооружения ПСП рассчитаны на 9,1 млн тонн нефти в год.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

13. Все оборудование полностью автоматизировано и работает удаленно. Вахта — всего около 100 человек.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

15. Естественно, все объекты, связанные с газом или нефтью являются опасными, поэтому правила пожарной безопасности драконовские.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

16. Регулярно проводятся учения пожарных расчетов.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

17. Особенности вечной мерзлоты — этот радиатор система ГЕТ или захолаживания. По сути она является «холодильником», конструкция укладывается под фундамент и отвечает за поддержание заданного температурного режима вечномерзлых грунтов в любое время года.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

18. Сооружения Приемо-сдаточного пункта расширяются — сейчас строится вторая очередь. А под радугой село Мыс Каменный. Туда мы тоже заглянем.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

19. Огромное значение уделяется экологии. Еще до начала работ были проведены полномасштабные исследования экосистемы. Сейчас вокруг всех объектов проводится экологический мониторинг, а с 2016 года работает экологическая лаборатория, в задачи которой входит круглосуточное наблюдение за основными параметрами экосистемы. При строительстве первой очереди нефтепровода от месторождения до села Мыс Каменный были изучены пути миграции животных и построены специальные переходы для оленей. Нефтепровод оборудован скин- системой, которая позволяет контролировать его состояние и параметры в режиме реального времени и удаленно корректировать его работу.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

20. Муфта — граница. Справа нефть принадлежит «Газпром Нефти». Слева — заказчику. Обратите внимание, что муфта опечатана, как счетчик воды у вас дома.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

21. В следующих репортажах я расскажу как устроен быт на вахте, а потом как нефть через терминал попадает на танкер.
Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Очень люблю картофельные запеканки! Конечно, дело это далеко не ...
Если лечить человека по медецинским книгам 1800-ых годов. Можно ли ему навредить с точки зрения современной медецины? На сколько много ошибочных и вредных знаний, может быть в книге 200 летней давности? Первое что приходит в голову - смерть от ...
До 1967 года не существовало никаких оккупированных территорий. Западный берег был частью Иордании, Синайский полуостров и сектор Газа принадлежали Египту. В 1967 году Израиль их захватил в результате Шестидневной войны. Что произошло потом? ВВП на душу населения на палестинских ...
В московском метро на многих станциях вчера появились странные ящики, без каких-либо опознавательных знаков: В интернете нигде об этом не сказано ни слова. Так для чего же нужны эти ящики? В ящиках находятся глушилки радиосигналов на случай угрозы терракта. Такая глушилка отключает м ...
Дорогие друзья, есть новость: совсем скоро, 4 декабря, в пабе Пушки Мишки пройдет очередной MENKOFF fest. В этот раз формат будет... А будет ли он вообще, этот формат? Одно могу ...