Причина левизны нашей Конституции

22 года назад за Основной закон России проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Это большинство посчитало новую Конституцию справедливее старой. Это большинство ждало освобождения от коммунизма и, голосуя за Конституцию, голосовало против коммунизма. Против коммунизма голосовал и я.
Валерия Новодворская оценивала Конституцию на четвёрку с плюсом, потому что она соответствовала западным канонам. Я, при всём моём уважении к Новодворской и к её нелюбви к коммунизму, испытываю тоску, открывая нашу Конституцию, потому что западные каноны, по которым она написана, мало отличаются от коммунистических. И старая коммунистическая Конституция, и новая российская Конституция провозглашают власть народа, демократию. И та, и другая обещают кучу всяческих прав и свобод, среди которых: право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, жилище, образование. Причина сходства в том, что у этих конституций был один образец для подражания – Всеобщая декларация прав человека, о которой я говорил в предыдущей статье.
Не знаю, что думали авторы Всеобщей декларации, когда они её писали, но, по сути, написана она просвещёнными рабовладельцами для рабов, хотя и выступает на словах против рабства. Зачем вольному человеку право на труд, отдых, лечение и образование? Вольный человек трудится, отдыхает, лечится и учится, когда считает нужным. Это раб боится, что его перестанут кормить, если он перестанет трудиться, и потому радуется «праву» на труд. Это рачительный хозяин, зная, что здоровый, отдохнувший и обученный раб принесёт ему больше пользы, даёт рабу «право» на труд, отдых, лечение и обучение.
В 1990 году меня пригласили работать над концепцией здравоохранения, которая легла бы в основу нового закона о здоровье. Одна из гипотез, которую мы проверяли: показатели здоровья населения на Западе выше наших потому, что у них принципиально другие законы, в которых провозглашено, что здоровье – это, в первую очередь, личное дело свободного человека, а не государственная забота о своих рабах. Мне приносили переводы их законов. Помню, был даже с португальского, который принесла хорошенькая переводчица. Но я не находил в переводах искомых волшебных слов о том, что здоровье – это, прежде всего, частное дело. Наоборот, в этих законах в том или ином виде провозглашалось право каждого на охрану здоровья, которое обеспечивается обществом или государством.
Весь мир погряз в социализме. По крайней мере, в охране здоровья.
Тогда, в 1990-м, наша группа, в которой я был идейным (не формальным) руководителем, предложила капиталистическую концепцию здравоохранения. В этой концепции здравоохранение – негосударственное дело, пока не выходит за рамки добровольного общения заинтересованных лиц, в том числе пока твоему здоровью не вредят окружающие и пока твоё нездоровье не вредит им. По сути, это была концепция не только здравоохранения. Это была концепция свободы всей частной жизни, свободы добровольного общения, где роль государства сводилась лишь к защите частной жизни от тех, кто в неё вмешивается, к защите от преступников. Концепция могла бы стать основой такой конституции, какой нет ещё нигде в мире.
Заказчик с интересом ознакомился с нашей концепцией и оплатил её, но Минздрав СССР отнёсся к ней прохладно, и наша работа с заказчиком не получила продолжения. Минздраву в то время было не до нас, потому что министерство было увлечено набирающей силу «страховой медициной», плоды которой мы пожинаем до сих пор.
Не пригласили меня тогда и к работе над Конституцией. Вот почему она такая левая, рабская, социалистическая.
|
</> |