При чём тут лицемерие? - британские учёные про советские истерны-вестерны
alek_morse — 11.09.2024 Однажды британский учёный посмотрел «Белое солнце пустыни» и сделал поразительные открытия. Это не начало очередного анекдота про британских учёных, а вполне научный факт. В марте 2017 года оксфордский стипендиат Кристиан Амос взялся исследовать отдельный поджанр советских приключенческих фильмов про гражданскую войну, снятых в период с 1964 по 1982 гг. Тема была взята не абы как, а в параллели с кинопродукцией Голливуда, посвящённой покорению Дикого Запада, то есть с вестернами. Под научную лупу попали фильмы, снятые в период Брежнева (излюбленный приём западных исследователей: брать фильмы не по десятилетиям, а по срокам правления генсека или президента). Спешу заверить, что автор не подкачал и, помимо идеологических перлов, или «тараканов в голове» (которые мы ещё обсудим), порадовал читателей отсутствием сложных наукообразных оборотов, сочинив текст более-менее легко читаемый.Перед нами не чистое киноведение, скорее работу можно отнести к так называемой культурной антропологии – дисциплине особо почитаемой в Великобритании.
Из материалов моего блога хорошо видно, как я неравнодушен к теме «западного взгляда на советский кинематограф». Но тут особый случай. Обычно моя критика (и критика читателей) сводится к тому, что западные зрители уж очень специфически понимают наши старое доброе кино. Больше всех, по-моему, достаётся зарубежным рецензиям на фильм «Кин-Дза-Дза». Конечно, все западные зрители индивидуальны и каждый из них смотрит по-своему, но часто в принципиальных вещах они воспроизводят одни и те же идеологические клише, будто живут не в «свободном мире» (как принято говорить там), а в культурной резервации. Статья Кристиана Амоса хороша тем, что наглядно демонстрирует, откуда ноги растут – из каких теорий, а, главное, из какой практики.
.
Как советский вестерн советизировал Голливуд
Их взгляд на наше кино
автор: Кристиан Амос (Christian Amos) – Университет Оксфорда, Великобритания / март 2017 г. - Из статьи «The Soviet Western, 1964-1982: Sovietising Hollywood»
ссылка на английский оригинал - https://www.academia.edu/34462100/The_Soviet_Western_1964_1982_Sovietising_Hollywood
.
“Аллах послал мне друга, и я хотел убить его!”(эпиграф)
Терпимость советских властей к жанру вестерна отчасти можно объяснить попыткой осудить американские ценности посредством изображения дикого Запада как арены для колониальных и расистских зверств. После войны «Дилижанс» Джона Форда (1939) был выпущен в Советском Союзе в качестве "трофейного фильма" и его снабдили титром, предупреждающих зрителей о том, что перед ними "эпопея о борьбе индейцев против белых империалистов на американской границе": расовая проблема была традиционной частью антиамериканской пропаганды в Советском Союзе. Остерны из Восточной Германии изображали коренных американцев положительными героями, "хорошими парнями", а американских колонизаторов – злыми захватчиками. Более того, советские кинокритики охотно указывали на недостатки Голливуда в изображении расового вопроса. Чтобы понять роль этнической принадлежности в советских вестернах, попробуем кратко объяснить особенности голливудских и советских взглядов на этнические различия.
.
Советские представления об этническом вопросе с годами претерпели значительные изменения. В 1920-х годах при создании Советского Союза был заложен многонациональный проект, согласно которому национализм оказывался вторичен по отношению к коммунистической утопии. Буржуазный национализм должен со временем рассеяться. Однако в 1930-х годах Сталин инициировал программу, в которой роль национальной идентичности должна была активно уменьшаться на фоне более широкой идентичности советской. Терри Мартин утверждал, что для культур и народов входивших в состав СССР на правах республик (например, узбекская, украинская, армянская и т.д.), угроза насильственной ассимиляции была минимальной. Напротив, советское государство ценило добровольное усвоение русской культуры и языка этими национальностями. (…)
.
Читать на Дзене