"Презренные" кумиры и дореволюционный "шоу-бизнес"
vitas1917 — 28.02.2021

Опера Массне "Дон-Кихот" (Санкт-Петербург, 1910)
Отношение к творческим профессиям и их представителям и сейчас бывает предвзятое, а раньше тем более. До революции ими восхищались, вдохновлялись, но часто (а в некоторых направлениях практически всегда) не уважали. На это была масса причин, и переломить такое отношение удавалось единицам звезд.
Из всех творческих профессий быстрее всего удалось добиться уважениям литераторам. Вероятно, просто потому, что долгое время литературной деятельностью занимались как раз уважаемые люди в качестве хобби и отдыха от основного своего труда. Уважаемый поэт Державин был сенатором и действительным тайным советником, Карамзин, помимо сентиментальной "Бедной Лизы" написал фундаментальный труд по отечественной истории. Не все считали литературу серьезным занятием, но к самим литератором было отношение обычно нормальное. А вот с художниками, певцами, актерами и другими артистами все было сложнее.

Художник Ф. П. Толстой
Примечательна в этом отношении судьба графа Толстого, но не писателя, а Федора Петровича, маститого живописца и скульптора. Уроки рисования входили в обязательную программу обучения аристократов (да и многих равнявшихся на них тоже). Но когда Федор Толстой оставил военную службу и сам захотел стать живописцем, разразился грандиозный скандал. Два года лишившийся поддержки семьи граф зарабатывал тем, что вырезал из воска модели для гребней и брошек, а воспитавшая и не оставившая его в трудную минуту няня продавала их. Изменилась ситуация только тогда, когда супруга Александра I Елизавета Алексеевна так восхитилась подаренным ей натюрмортом со смородиной, что подарила художнику перстень с бриллиантом и неоднократно заказывала похожие натюрморты для подарков своим родственникам. Если взять биографии других художников, то практически все они были выходцами из небогатых семей. Крепостным крестьянином был выдающийся портретист Тропинин. Из крестьянских семей были многие передвижники, например, Корзухин, Максимов. Перов был незаконнорожденным сыном аристократа и имел много проблем из-за своего внебрачного рождения. В художественных училищах престижнее всего было учиться на архитектора. Городские дома и дворянские усадьбы часто были не типовые, а разработанные по индивидуальному проекту, и эта работа прилично оплачивалась. С пением и танцами дела были еще хуже.

фото из открытых источников
Если бы руководители театров и разного рода театральных училищ 18 и даже большей части 19 века узнали бы о конкурсах в современные ВУЗы, они были бы в шоке. В то время учиться брали почти всех желающих, ведь было их не так уж много. Бездарности отсеивались на этапе обучения, а кто-то уходил из-за совсем уж спартанских условий. Ни одной дочки аристократов (по крайней мере, законнорожденной) или мало-мальски состоятельных родителей там не училось. Либо те, кого родители сами сплавили туда с глаз долой, либо внебрачные дети, которых не брали в другие места, или дети таких же артистов, и позже из них сложились уже уважаемые театральные династии типа Самойловых.
Такому отношению способствовали и сами нравы, царившие и в училищах, и в театрах. Театральная улица, где располагалось театральное училище, даже получило у горожан фривольное название "улица любви". До этого оно располагалось на Екатерининском канале. Чтобы ограничить общение будущих артисток с поклонниками, которые любили там околачиваться, окна расположили максимально высоко от земли, и до половины их закрашивали белой краской. Подоконники делали очень узкими, чтобы на них нельзя было встать, но нравы оставались на том же сомнительном уровне. На новом месте ничего не изменилось, и кавалеры продолжали лазать в окна и наведываться под видом обслуживающего персонала. Кормили откровенно плохо, репетировали в том, что осталось от выступлений профессиональных артистов. Авдотья Яковлевна Панаева (дочь известного артиста, выпускница театрального училища и многолетняя спутница жизни Некрасова) оставила мемуары, в которых подробно описала о жизни артисток: «Он (известный балетмейстер Дидло) набрасывался на них (танцоров), как коршун: кого схватит за волосы и теребит, кого за ухо, а если кто увертывался от него, то давал ногой пинки, так что девочка или мальчик отлетали далеко. И солисткам доставалось по окончании танца. При шуме рукоплесканий счастливая танцовщица убегала за кулисы, а тут Дидло хватал ее за плечи, тряс из всей силы, осыпал бранью и, дав ей тумака в спину, выталкивал опять на сцену, если ее вызывали».
Довольно часто артистки именитые и не очень становились любовницами и содержанками. К балеринам питали слабость и члены императорской семьи, и высокопоставленные чиновники, иногда и просто толстосумы. Ну и дальше по нисходящей. Артистки менее именитые, кафешантанные певицы, хористки. Чем известнее артистка, тем престижнее. Тут действовал принцип взаимной выгоды. Люди состоятельные были часто хвастунишками, и роман с популярной артисткой был тоже элементом хвастовства. Даря любовницам дорогие украшения, они рассчитывали еще и на то, что дама будет "светить" ими и на сцене, и в обычной жизни. Ну а все общие знакомые будут понимать, кто сей щедрый даритель.
Слово хористка вообще было пренебрежительным. Хоры были и при театрах, и при разных увеселительных заведениях, и при ресторанах. А были и труппы, которые по приглашению выступали в разных местах. Часто нравами хоры славились легкомысленными. В некоторых коллективах можно было прямо договориться о более пикантном продолжении банкета, в некоторых напрямую нет, но если сама хористка захочет, это не порицалось. В некоторых хорах с разрешения всего коллектива толстосум мог взять хористку в содержанки. Хотя, разумеется, далеко не все хористки занимались оказанием таких услуг. Но сама профессия была "с душком".

Анна Павлова
Разумеется, были звезды, блестящий талант которых помог им добиться уважения и высокого положения в обществе. В плане отношения к артисткам может быть показательна история балерины Анны Павловой. Великая балерина была внебрачной дочерью горничной, которую во время беременности выгнали наниматели, и в итоге ей пришлось работать прачкой. Это была тяжелая работа, часто в откровенно скотских условиях и за небольшую плату. Даже став звездой и любимицей публики, Анне Павловой пришлось довольствоваться ролью только любовницы состоятельного аристократа и высокопоставленного чиновника Виктора Дандре. Не выдержав своего двусмысленного положения, артистка ушла от него. Но когда из-за огромных долгов Дандре попал в тюрьму, она отказалась от участия в долгожданных гастролей, разорвала контракт и подписала новый, менее престижный, но более денежный, чтобы внести за любимого человека залог, а потом навсегда уехала с ним из России. Поженились они только после этого.
Другой яркий пример - звезда эстрады Анастасия Вяльцева. Вяльцева родилась в бедной крестьянской семье в Орловской губернии. После смерти отца, семья перебралась в Киев. Там мать работала то прачкой, то на фабрике, а она сначала в шляпной мастерской, а затем горничной в гостинице. Там одна из постоялиц услышала ее пение и посоветовала ей стать певицей. Долгое время Вяльцева перебивалась случайными ролями, выступала в качестве хористки, пока в столичном Петербурге не познакомилась с состоятельным адвокатом. Она стала, как пишут в официальной биографии его "воспитанницей", а тот оплатил ее учебу у лучших педагогов по вокалу и обеспечил ей, как сказали бы сейчас, качественный пиар. Заодно и биографию пытались "подретушировав", переведя из дочери крестьян во внебрачные дочери аристократа, которую отдали в деревню на воспитание. Но в документах по-прежнему она была приписана к крестьянскому сословию. Позже Анастасия Вяльцева стала суперзвездой с заоблачными гонорарами, ее пластинки выходили огромными тиражами, как и открытки с ее портретами. Но для того, чтобы заключить официальный брак с бравым гвардейским офицером Бикупским, ей пришлось получать личное разрешение императора Николая II.
Еще до Вяльцевой на русской сцене блистала другая суперзвезда - Варвара Панина. Она была цыганкой из небогатой многодетной семьи, выступала с романсами сначала в качестве солистки хора, а потом и сольно. Ее репутации кстати подозрительных эпизодов не имела. Панина рано вышла замуж, родила пятеро детей, не имела столь соблазнительной внешности, как Вяльцева, зато имела намного более выдающиеся вокальные данные. Ее за огромные гонорары приглашали именно чтобы наслаждаться пением. Из "благородий" была, пожалуй, только загадочная Вера Холодная. Она была из уважаемой и интеллигентной семьи, закончила хорошую гимназию, рано вышла замуж. В театральном училище она проучилась совсем недолго (откуда ее забрали по требованию консервативно настроенной бабушки) и вынесла из него грацию, пластичность и актерское мастерство.
Из мужчин главной звездой эстрады был Федор Шаляпин, о котором, наверное, и сейчас слышал каждый. Шаляпин тоже был из крестьянской семьи. Еще один любимец публики того времени - спортсмен Иван Поддубный. Его часто печатали на открытках, а занятия спортом и борьбой в частности стали благодаря нему еще популярнее.
Ну и еще один нюанс. О дореволюционном шоу-бизнесе в современном понимании этого слова можно говорить как о явлении конца 19 - начала 20 веке. Разумеется, знаменитости были и до этого. И в литературе, хоть в том же "Евгении Онегине" мелькают имена модных артистов. Но имена эти знал минимальный процент населения. Не каждый мог даже раз в жизни попасть в известный театр или насладиться пением популярного у столичных толстосумов хора. Но только во второй половине 19 века стали популярны граммофоны и пластинки, в трактирах поставили машины для воспроизведения музыки по заказу посетителей (типа музыкальных автоматов). А открытки в России стали появляться только 1870-х (и то как госмонополия), а частно отпечатанные и того позже. Так же как и качественная фотопечать. Тогда артистов стали знать в лицо и могли услышать те, кто не попал бы на концерт вживую. Искусство шагнуло в народ.
Будущее GEO-продвижения: как AI и генеративный поиск меняют локальный маркетинг
«Дом из динамита» (A House of Dynamite), 2025, США. За двадцать минут до конца
Тут кое-кто всю дорогу спрашивает: "где?", да "как"?
Нашествие китайской фантастики Лю Цысиня
Механизм Олдема
Сурья Намаскар
Самый несчастный на свете ..
В тумане

