Преображенский и Швондер

А вот с другими главными персонажами, Преображенским и Швондером, всё обстоит интереснее.
Преображенский, как известно "светило мировой науки". Правда на свои 7 комнат с прислугой он заработал горазде более прозаичными вещами, а именно практикуя, как врач-гинеколог, леча венерические болезни и делая аборты. И первого и второго было немало и в царской России начала 20-ого века, но можно предположить, что после революции Преображенский обогатился ещё больше, по понятным причинам. Аборты уже можно было делать легально, ну и разумеется половое раскрепощение народных масс, которое всегда наступает после социальной революции, имело своим побочным явление и увеличение числа венерических болезней. Таким образом революция, как ни странно, неплохо обогатила Преображенского, но несмотря на это профессор относится к ней крайне негативно.
Булгаков, конечно, пытается выписать Преображенского, как просвещённого и либерального буржуя, который занимается наукой, хорошо относится к прислуге, любит животных, помогает людям. Но за этой ширмой очень хорошо проглядывается тиран и мракобес с криптофашистскими замашками.
Преображенский- консерватор и хапуга с постоянным старческим брюзжанием о том, какие ужасные новые времена и тоскою по своему старому миру. Про то, как Преображенский использует свои связи для того, что бы сохранить 7 комнат, уже писали немало, но вспомним другие два эпизода.
Как и его духовные наследники- немецкие нацисты, Преображенский приказывает сжечь в печи коммунистическую литературу: "Переписку Каутского и Энгельса". Тут Булгаков действительно гениально предсказал будущее мракобесие нацисткой Германии, где коммунистическая литература массово сжигалась на площадях. Разумеется сжигали в нацисткой Германии и "Переписку Каутского и Энгельса".
Есть и другой эпизод. Когда Шарикову удаётся устроить свою личную жизнь и найти себе партнёршу, машинистку Васнецову, Преображенский для того, что бы положить конец их связи и не позволить Шарикову заселить в квартиру Васнецову, рассказывает женщине о биологическом/социальном происхождении Шарикова (из собак- читай из крестьян). После этого Васнецова отказывается сожительствовать с Шариковым. То есть "либеральный буржуй" Преображенский, когда ему надо, очень даже не брезгует влезать в чужие отношения и сливать компрометирующие сведения о человеке, которые, если выражаться современным языком, представляют собою "медицинскую тайну". Однако медицинская этика Преображенского особо не интересует.
Однако перейдём к главному положительному персонажу произведения, которым является Швондер.

Швондер- идейный большевик, первой волны. Один из тех, кто прошёл революцию и с первых лет строил великую державу и более справедливое (по сравнению с предыдущим) общество. Один из тех, кто по убеждению защищал права простого человека. Булгаков, конечно был бы рад обмазать Швондера какой-нибудь грязью, но ничего не получается.
Что же Булгакову удалось написать contra Shvonder? Не очень много. Преображенского бесит, что под руководством Швондера в доме "целыми днями поют песни". Совместное пение- это квазирелигиозная практика, которая объединяет людей. Однако помимо пения, Швондер отлично справляется со всеми своими обязаностями и вдобавок занимается общественно-полезной деятельностью.
Управдом Швондер не берёт взяток, не устраивает на какие-то должности своих детей, жену, любовницу, свата и т.д. Не использует свою должность в личных целях. Он пытается конфисковать 2 комнаты у Прреображенского для блага других жильцов дома. Заботится о том, что бы Шариков получил документы, заставляет Преображенского прописать у себя Шарикова, устраивает Шарикова на работу.
Швондер так же успешно просвещает Шарикова и находит ему книги. К слову получается у Швондера это очень хорошо. Ведь даже совершенно тупой Шариков понимает из "Переписки Каутского и Энгельса" главное: "надо всё отнять и поделить".
Такими как Швондер и были большинство большевиков в послереволюционные годы. Людьми которые не стремились к личному обогащению, а защищали права простого человека и строили новое общество. Их мотивацией было не желание какой-то личной выгоды, а радикальное изменение российского общества и всего мира.
|
</> |