Премия руководителя и другие секреты "Почты России"
shchukin_vlad — 13.12.2016Многие из вас воспылали праведным пролетарским гневом, пересчитывая чужие деньги. Оно и объяснимо, ведь 70 лет нас учили, что не должно быть богатых. Хотя мне бы хотелось, чтобы не было бедных.
Но это всё лирика. Давайте обсудим реальные дела, то, что зашумело и завертелось вокруг "Почты России" в последнее время.
Начну с самой "жаренной" темы - премии генеральному директору за 2015 год. Здесь возбудилась даже генпрокуратура. Ну, а многочисленные сетевые хомячки подхватили возмущение дружным воем.
Что ж, давайте обратимся к цифрам и фактам.
Сразу отмечу, что на месте Дмитрия Страшнова мог бы оказаться любой руководитель ФГУП. Поскольку постановление Правительства РФ от 21.03.1994 №210 о расчете премии действует для всех одинаково.
Теперь разберемся с базовыми цифрами для расчета прибыли.
Команда Страшнова пришла поднимать "Почту России" весной 2013 года. Как работает, видим из графика. Чистая прибыль за 2015 год - около 1,6 миллиардов. Минус 25% дивидендов государству и получается базовая цифра.
Правильность расчетов, проводимых, кстати, Минкомсвязью, подтверждает аудиторская проверка.
Впрочем, основные претензии были не к методике расчета премии, а именно к расчету размера чистой прибыли. Дескать, государство "влило" в "Почту России" 5,4 миллиардов рублей. Давайте и с этой суммой разберёмся.
Она состоит из трёх частей:
- компенсация за доставку в районы крайнего Севера, около 138 миллионов рублей
- компенсация за убытки по подписке, около 3 миллиардов рублей
- оплата содержания пунктов коллективного доступа в интернет, около 2,4 миллиардов рублей
То есть, государство компенсирует те свои социальные обязательства, которые она переложила на плечи Почты. Будь последняя чисто коммерческим предприятием то, понятное дело, такое бы не прокатило, а с ФГУП это можно.
Кстати, по всем правилам бухучета эти виды дохода должны попадать в чистую прибыль.
Вопрос по премии снимается. Всё законно. Точка. Абзац. (с)
А что будет, если "Почта России" действительно станет не ФГУП, а акционерным обществом?
Это даст дополнительные новые возможности развития. Например, можно будет более рационально распорядиться имущественным фондом и непрофильными активами. Перед глазами опыт Почты Германии, которая пошла по пути сдачи и продажи активов, вкладывая деньги в захват рынка и расширение состава услуг. Так ими были куплены целые игроки на рынке логистики, включая всем известный DHL.
У "Почты России" есть колоссальные ресурсы, которые она может использовать только после акционирования. Это будет шанс выйти на глобальные рынки. Хотя сейчас уже запущен хаб в Германии и совсем скоро будет курсировать почтовый поезд Пекин-Москва-Берлин, ведутся работы над запуском аналогичного проекта в Хельсинки. Кроме того, в планах развитие восточного направления. В работе находится совместный российско-китайский маршрут, там тоже будет почтовый поезд.
Как ни крути, но публичность бизнеса, помимо прозрачности управления, даст возможность серьезно продвинуться на этом рынке. Почему бы "Почте России" не прикупить несколько рентабельных зарубежных активов?
Хотя и сейчас уже выискивают возможность заработать, даже за счёт экономии. Например, отказавшись от посредника в авиаперевозках, удалось сохранить один миллиард рублей в год, сократить расходы. Причем сделали это при росте объемов.
А теперь ещё и свои самолёты запустили.
Пока только два, но скоро, возможно, станет больше. Для этого нужно посчитать, как покажет себя нынешний пилотный проект. Хотя, уверен, потребность в этом будет. Посмотрите на график. Если в 2013 году только каждая третья посылка в стране шла через "Почту России", то в этом году уже две из трёх.
Может вы и не заметили, но я бываю на почте регулярно - обслуживать там стали быстрее. Уже посчитано, что со средних 20 минут на одного посетителя 3 года назад, теперь тратят 5-7 минут. При 10-кратном росте, не будь этого ускорения, мы бы с вами на почте в очереди бы ночевали.
Вообще, главная задача "Почты России" сегодня - победить очередь.
Для этого делается многое. Вводится адресное хранение корреспонденции на складе, сам склад передвигают поближе к окнам выдачи, даже делают полки в зоне видимости посетителей. Пусть все смотрят, как происходит поиск. Внедряется новый софт, более быстрый и удобный. Будет разделено обслуживание физических и юридических лиц.
Планируется развивать сеть внутренних логистических центров. Один из них, полностью автоматизированный создан во Внуково.
В планах ещё несколько таких центров по стране, включая Дальний Восток.
Отдельно хочу сказать про Китай, он сегодня формирует мощный траффик. С товарищами из поднебесной ведутся переговоры о предварительной сортировке посылок, чтобы не тащить то, что нужно в Сибирь, через Москву. В итоге, срок поставки должен сократиться.
Блок информационных технологий Почты тоже будет расти. Будут выходить новые мобильные приложения, ведь молодежь это схватывает быстро, а на неё особый расчёт. У меня вот, например, младшая дочь - главный эксперт в семье как получить посылку из Китая.
Правда, есть и проблемы. Не все работники справляются с нововведениями, некоторые, особенно пожилые уходят. Но зарплаты на почте постепенно растут, хоть пока и не дотягивают до уровня, однако молодежи на Почте становится больше.
Надо понимать, что перестроить работу бизнес-процессов для 350 тысяч сотрудников в 42 тысячах отделений не так-то просто. Сбербанк прошёл этот путь за 5 лет при объемах в 3 раза меньших. Та же Почта Германии, можно сказать - эталон, выстраивала свою работу целых 18 лет.
В общем, ребята, наберитесь терпения и не ведитесь на всякие вбросы. Помните, за всеми вашими отзывами о работе почты внимательно следят. Уже посчитали, что с 2013 года уровень хамства, например, упал на 20%. Всё чаще на почте нас встречают приветливые лица. И это факт, и не секрет.
Кстати, скоро же Новый Год! Поэтому я предлагаю вам воспользоваться новым сервисом от "Почты России" и послать своим родным, близкими или просто знакомым праздничную открытку. Я уже отправил :)
|
</> |