Премьера дня, 29-30 января 1904 года

топ 100 блогов pro100_mica29.01.2024

Свой последний день рождения Антон Павлович Чехов провёл в Москве в ожидании премьеры своей новой пьесы Вишневый сад, которая должна была состояться на следующий день 30 (17) января 1904 года на сцене Московского Художественного театра в постановке режиссёров Станиславского и Немировича-Данченко.

Премьера дня, 29-30 января 1904 года 2py

Именно ради этого Чехов приехал в начале декабря 1903 года из Крыма в Москву и принял деятельное участие в репетициях спектакля. Пьесу, видевшуюся самому автору как комедию с элементами фарса, режиссёр Станиславский трактовал как трагедию.

Если сказать, что Антон Павлович волновался, значит не сказать ничего. Он очень нервничал и переживал, памятуя провал своей Чайки в Александринском театре Санкт-Петербурга, после чего вообще зарёкся писать пьесы. Да и чувствовал себя он неважно.

А ведь мхатовцы решили, воспользовавшись нахождением Чехова в Москве, устроить чествование любимого писателя, приурочив премьеру Вишневого сада ко дню рождения Антона Павловича и 25-летнему юбилею его творческой деятельности.
Но 30 января к началу спектакля Чехов в театре не появился. Тогда Владимир Иванович Немирович-Данченко послал ему записку: Спектакль идет чудесно. Сейчас, после 2-го акта, вызывали тебя. Пришлось объявить, что тебя нет. Актеры просят, не приедешь ли к 3-му антракту, хотя теперь уж и не будут, вероятно, звать. Но им хочется тебя видеть...

Премьера дня, 29-30 января 1904 года
Вишнёвый сад, сцена из спектакля МХТ, 1904 год

Премьера дня, 29-30 января 1904 года C+R c
Константин Станиславский в роли Гаева и Ольга Книппер в роли Раневской, Вишнёвый сад, 1904 год

За Чеховым прислали экипаж. Получив записку Немировича-Данченко, Антон Павлович приехал в театр.

ВСpy
Шарлотта Ивановна, Дуняша, Яша, Епиходов (Е. Муратова, С. Халютина, Н. Александров, И. Москвин), Вишнёвый сад, 1904 год

Ф+Л
Лопатин (Леонид Леонидов) и Фирс (А. Артём)

В последнем антракте, с помпой, длинными речами и подношениями, состоялось чествование Антона Павловича. А он стоял на сцене Художественного театра – любимейший писатель русского общества – такой же, как и всегда: в пиджаке, худой, немного сгорбленный, смотрел умными, ясными глазами, слегка наклонив голову. Театр и сцена были переполнены, но все видели только его.

На самом юбилее он не был весел, точно предчувствуя свою близкую кончину. Когда после третьего акта он, мертвенно бледный и худой, стоя на авансцене, не мог унять кашля, пока его приветствовали с адресами и подарками, у нас болезненно сжалось сердце. Из зрительного зала ему крикнули, чтобы он сел. Но Чехов нахмурился и простоял все длинное и тягучее торжество юбилея, над которым он добродушно смеялся в своих произведениях... ...Юбилей вышел торжественным, но он оставил тяжелое впечатление. От него отдавало похоронами. Было тоскливо на душе... Антон Павлович умер, так и не дождавшись настоящего успеха своего последнего благоуханного произведения, – вспоминал впоследствии Константин Сергеевич Станиславский.

Премьера дня, 29-30 января 1904 года 22 cy
В тот день по мнению Станиславского премьера пьесы имела лишь средний успех, и мы осуждали себя за то, что не сумели,
с первого же раза, показать наиболее важное, прекрасное и ценное в пьесе
.

Премьера дня, 29-30 января 1904 года Ekmy
Портрет Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой в роли Раневской, 1904 год. Николай УЛЬЯНОВ
Актриса в той же роли в 1932 году

Ольга Книппер продолжала играть Раневскую и в 1930-х годах, сохраняя лёгкость стана. Об этом свидетельствует даже то, что в одном из своих сценических костюмов, запечатленном на портрете Николая Ульянова, она выходила на сцену и в возрасте 64 лет.

Вспомню напоследок ещё искренние слова В.И. Немировича-Данченко, сказанные на чествовании: Милый Антон Павлович! Приветствия утомили тебя, но ты должен найти утешение в том, что хотя отчасти видишь, какую беспредельную привязанность питает к тебе все русское грамотное общество. Наш театр в такой степени обязан твоему таланту, твоему нежному сердцу, твоей чистой душе, что ты по праву можешь сказать: это мой театр

С тех пор пьеса Вишнёвый сад не раз шла во всех ведущих театрах Российской империи и Советского Союза; она была переведена на множество языков и поставлена бесчисленное число раз на сценах практически всех значимых театров мира. И ставится поныне...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В условиях конфликта, в том числе и информационного, у неподготовленного человека  против профессионала-пропагандиста шансов немного. Потому хорошо бы соблюдать технику безопасности. Можно выделить четыре проверочных принципа при получении любой информации. Итак, мы узнаем от кого-то ...
Кроме обоих дедушек: один танкист - старший сержант, другой шофёр - красноармеец, ещё наша бабушка была угнана, освобождена нашими. Но и это ещё не всё. Прадед был владельцем мясной лавки, и в конце тридцатых был посажен, якобы за использование детского труда. Ну какое там ...
Россияне всё в России и мире понимают до сих пор, исходя из истории России и обществоведения от КПСС. Почему-то думая, что оно правдивое, честное, соответствующее реальности. После 1991-го начали во многом исходить из "знания Запада", веря ему очень сильно. А это по сути такой же ...
Зарекался не писать ни о чем, помимо «спецоперации», до момента ее завершения, но трагедию в Турции и Сирии не получается игнорировать. Есть такой аналитический сервис CATDAT , определяющий ориентировочные предварительные последствия от природных катастроф. На основе чернового анализа ...
пока как грицца "не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем" расскажу про вот такую баночку - на фото позирует на фоне последнего дня лета. Глутатион-бустер. То есть вталкивает в тушку ...