Прелестно-отвратительное кино
rikki_t_tavi — 19.03.2017 Я много лет назад посмотрела случайно фильм, не увидев и не запомнив названия - и очень его впечатав в память. Он вызвал у меня очень раздвоенное чувство - мне неимоверно понравилась героиня и актриса, ее игравшая, и не понравился герой, актер, его игравший, и история - прямо буэ.(Кстати, непонятно, что делать с такими фильмами, куда их относить - в любимые или нелюбимые. Их хочется пересматривать - и при этом, как только в кадре нелюбимое, хочется это не видеть. Такой у меня Ocean 11 - все прекрасно, состав отличный, история отличная, но как только в кадре появляется тяжело переваливающаяся утка-Робертс в роли красавица-взошла-и-все-поражены, так мне хочется прибить директора по кастингу, а сцены с нею вырезать.)
И вот вчера, смотря на ютубе что-то другое, я вдруг наткнулась на этот фильм! Когда до меня в каком-то перескакивании дошло, что это оно (а я не смотрела подряд, а перескакивала движком) - стало интересно, что у меня сейчас будет с впечатлением? Удивительнейшим образом оказалось, что ровно то же, даже слегка интенсивнее.
Это фильм "Перед экзаменом" 1977г., студия Довженко. Студия эта в советские времена меня поражала тем, что снимала отменно плохие фильмы. Видишь ее в титрах - гарантия того, что все будет очень дурно. Фамилии первоклассных актеров ничего не меняли. Каким-то образом все они выглядели бездарями тоже, с неловкой, фальшивой игрой. Поэтому тогда меня этот фильм поразил.
Сюжет у него незатейливый. Молоденькая девочка,закончившая школу, сдает экзамены в институт, назавтра у нее экзамен очередной, но вечером она знакомится с командировочным из Средней Азии, проводит за разговорами с ним всю ночь, а наутро понимает, как ей нужно жить.
И вот эта девочка - чистый бриллиант! За годы впечатление мое не изменилось совершенно. У нее такое прелестно юное лицо, глаза - мои любимейшие у людей - слегка с поднятыми вверх нижними веками, когда глаза кажутся смеющимися, чудесный овал, прелестнейший маленький рот, как у корейских девочек на рисунках - открытый - круглый, как у милого животного, закрытый - постоянно изогнутый в улыбке, юный, выпуклый, безмятежный лоб, на котором вдруг вспухают прелестнейшие морщинки, когда она говорит, что-то важное, и чудесные, не советски чудесные волосы - длинные, карамельного цвета, густые, ясные, с густыми чудесными завитками.
И я опять смотрела, как завороженная, за малейшим изменением этого лица. Я даже не могу хвалить актрису за игру - там настолько живо, и естественно, и хорошо все - и ее оживление, и испуг, и смех, и волнение, и сомнамбулическая озябшесть поутру - что ты полностью поглощен героиней.
И вот значит, в согероях у нее - Кваша. Я его тогда увидела в первый раз - и сразу он мне опротивел - этот носяра, эти складки у рта, зажеванный подбородок, глазки очумевшего дятла. И вот эта вся половина фильма мне пригажена. Мужику под сорок, женат с детьми где-то в Средней Азии, внешность носатого дятла - и каким-то образом он все лезет и лезет к чистому изумруду прелестной юности. И вся его игра кажется мне фальшивой - как у актера в присутствии ребенка, и все его поведение кажется мне противным. Он ведь переспать с нею надеется все это время. Он ее спрашивает омерзительным тоном взрослого неловкого сладострастника - а у тебя что-нибудь было? (в ответ на это она выдает опять же прелестнейший рассказ серьезной невинности)
При этом вся эта сцена в гостинице - практически гениально чувственна, без малейшего проявления открытой чувственности - этот сбив дыхания, сбив ритма. Если бы все это не противная кваша напротив:(
В общем, совершенно те же чувства, что и много лет назад. Разве что тогда я сильнее себя ассоциировала с героиней - а теперь с матерью такой героини ( не с настоящей матерью из кино, а с позицией). Поэтому тогда герой мне был просто противен, стар и гадок, а нынче не кажется таким старым уже, но противнее вдвойне и хочется наподдавать ему в духе пшелкозел.
А потом я почитала про актрису (пертурбации страны не дали ей возможности развернуться, а нынешнее почти шестидесятилетнее лицо не опознать) - и про автора сценария. Так это же Токарева! Токареву я, надо сказать, не люблю. Много раз пыталась присмотреться, что же нравится другим (и тут писала) - но есть что-то мне не приживляющееся. Не могу понять - какая-то моральная амбивалентность в ней. Не то, чтобы мне нужно было все черно-белое, но ее амбивалентность мне неприятна - непонятна, вызывает реакцию все время как будто внутренне морщишься, как прислушиваясь - начинает скисать это молоко или кажется. В плюсы у нее можно занести только манеру писать - простую, почти упрощенную, отчищенную от лишнего - и дурного многословия - и красивой глубины. В ту же область у меня относится Довлатов - простенько и с умеренным вкусом рассказанные анекдоты. Даже многочисленные самоповторы для них обоих характерны - когда к четвертому тому кажется, что ты все отдельными деталями лего
Но надо сказать, я и время это советское - конец шестидесятых-начало восьмидесятых не люблю - сплошной водкожрач, спанье с кем попало, безобразные сцены с сожителями - и все это выдается за глубокый внутренний мир и духовные поиски. Любые мемуары актеров-писателей-режиссеров того времени к этому сводятся - я такое сложное сооздание. Да нихрена ты не сложное! Жрешь алкоголь как свинья, и кобелируешь, как козел - тоже мне глубины духовные.
Потом меня занесло в автобиографические тексты Токаревой - со всем этим "у нас любовь, у него запои, а жена готовит и мечет нам на стол еду, пока мы парим в высоких эмпиреях". И все это с впечатавшейся в зрачки картинкой страшнющего карлсона со страницы с биографией.
Фиксерски думала, что всем у кого юная внешность была жизнью, нужно в середине жизни менять имя и фамилию - и считаться просто другим человеком. Ведь и юная обворожительная чудесность - и старая некрасивость - это только естественные природные жестокие равнодушные случайности - а я обижаюсь на старую уродливость так, будто меня обманули и лишили чего-то важного. Официальное разделение - это был совсем другой человек - позволило бы мне смириться с утратой.
(у содержанцев нет таких проблем, как у нас, формалистов... И целого куска огорчений нет. Но и огромный кусок наслаждений им недоступен.)
|
</> |