Предтеча "Гераней"
grigvas — 04.10.2023На фоне нынешнего триумфального бенефиса российских дронов-камикадзе, ежедневно наносящих десятки сокрушительных ударов по бандеровским формированиям и военной инфраструктуре, не лишним будет вспомнить, что ровно 105 лет тому назад, 3 октября 1918 года, состоялось первое успешное испытание первого в мире ударного самоуправляемого боевого боевого беспилотника, который был принят на вооружение и выпускался серийно.
Самолет-снаряд с пышным и претенциозным названием Liberty Eagle ("Орел свободы") спроектировал американский инженер Чарльз Кеттеринг, который был одним из последних в мире изобретателей "многостаночников" типа Леонардо, Кулибина и Эдисона, занимавшимся творческой деятельностью в самых разных и не связанных между собой отраслях - от торговой техники до авиации и солнечных батарей.
За свою жизнь Кеттеринг получил 186 патентов, но самыми известными его изобретениями стали автомобильный электростартер и электрический кассовый аппарат. А к разработке "воздушной торпеды", как тогда называли самолеты-снаряды, его сподвигла Первая мировая война, в которую США вступили весной 1917 года.
Как и большинство тогдашних аэропланов, "Жук" был целиком сделан из дерева с фанерно-полотняной обшивкой. Для взлета использовалась стартовая тележка, которая разгонялась по рельсам и сбрасывалась при отрыве от земли для повторного использования. Характерная особенность машины - большой установочный угол крыльев в виде буквы "V", служивший повышению поперечной устойчивости.
Но главным средством обеспечения стабильного полета был гироскопический автопилот, связанный с рулями и элеронами. Благодаря ему "Жук" мог пролететь в заданном направлении до 120 километров со скоростью 80 км/ч, а отклонение от цели в конечной точке маршрута не превышало трех километров. Разумеется, такой разброс позволял использовать "Жуков" только против площадных целей типа "крупный город", но в 1918 году, когда аппарат проходил испытания, это сочли вполне нормальным показателем.
Самолет нес 80-килограммовый заряд взрывчатки с контактным взрывателем. В сочетании с крайне низкой точностью попадания это делало "Жука" скорее психологическим, нежели реально эффективным оружием. Тем не менее, американских военных машина удовлетворила и они решили использовать ее для обстрела германских городов.
В том же месяце были заказаны первые 75 дронов, которые, несмотря на наличие относительно дорогого автопилота и пневматических рулевых машин, обходились американским налогоплательщикам всего в 400 долларов. То есть, примерно в 30 раз дешевле, чем одномоторный легкий бомбардировщик, который, впрочем, мог нести гораздо более значительную боевую нагрузку.
Однако уже 11 ноября 1918 года война закончилась, а ни один "Жук" на фронт так и не попал. До конца года успели сделать всего 46 беспилотников, после чего заказ был аннулирован. Из-за этого боевой дебют самолетов-снарядов, причем - не американских, а немецких, состоялся только через четверть века, но это уже совсем другая история.
На заставке - полноразмерный макет "Жука" в американском авиамузее.
Кеттеринг в мастерской со своим главным изобретением, которое принесло ему славу и богатство - автомобильным электростартером.
Патентный чертеж "Жука" и гироскоп автопилота, который был на нем установлен. Обратите внимание, что Кеттеринг почему-то решил запатентовать свою "воздушную торпеду" только в 1927 году.
Патентный чертеж автопилота в сборе при виде сверху.
Макет "Жука" с крыльями без обшивки.
Дрон Кеттеринга перед стартом во время летных испытаний.
Серийная сборка "Жуков" на авиазаводе.
(с) vikond65
— Пока тебя не было, наши «друзья» по ту сторону фронта придумали новую забаву — «воздушную торпеду». Слышал?
— Краем уха, ничего точного. Ты видел?
— Конечно, вчера, своими глазами. Задумка простая и изящная, этого не отнять. Похоже на маленький аэроплан без экипажа. Фюзеляж и съемные крылья из папье-маше, фанеры и картона, небольшой двигатель из алюминия и чугуна, немного простой механики и аэролаг на стойке. Как он запускается — непонятно, но эта штука летит на определенной высоте, пока лаг отсчитывает обороты. Как накрутит установленное — крыло сбрасывается, и сам снаряд пикирует на цель, как бомба. Все вместе весит килограммов триста. Вероятно, дешевый.
— Чудно придумано, — удивился Шетцинг, как бывалый летчик, он сразу прикинул примерную точность такого чудо-оружия и фыркнул от сдерживаемого смеха. — Какая боевая нагрузка?
— Килограммов пятьдесят. Янки зовут его «Жук».
— Хорошее название, — одобрил Шетцинг. — Что же, наверное, у янки много денег, если они могут так бросать их на ветер.
— Не скажи, — очень серьезно возразил Рихтгофен. — На днях такой вот «жучок» грохнулся у соседей из ягдштаффеля, ничего не разрушил, но они решили, что начался обстрел сверхтяжелыми, и рванули на улицу, роняя кальсоны.
— Грозное оружие! — подытожил Шетцинг, уже не сдерживая искренний смех.
Они миновали группу мрачных людей в прорезиненных плащах без знаков различия, столпившихся у чего-то наподобие игрушечной железной дороги, увенчанной вместо паровоза аэропланом непривычно малого размера. «Плащи» безуспешно делали вид, что ничего необычного не происходит и вообще глядеть тут не на что. Обострившийся слух лейтенанта выхватил сказанное с четким американским акцентом: «Чертов „жук“… и еще двенадцать тысяч долларов на ветер…».
«Жук», вспомнилось Дрегеру. Двенадцать тысяч по ветру?..
(с) "1919", Белаш, НиколаевКнига неплохая, читается интересно, но ">
|
</> |