рейтинг блогов

Предтеча "Гераней"

топ 100 блогов grigvas04.10.2023
Предтеча Гераней

На фоне нынешнего триумфального бенефиса российских дронов-камикадзе, ежедневно наносящих десятки сокрушительных ударов по бандеровским формированиям и военной инфраструктуре, не лишним будет вспомнить, что ровно 105 лет тому назад, 3 октября 1918 года, состоялось первое успешное испытание первого в мире ударного самоуправляемого боевого боевого беспилотника, который был принят на вооружение и выпускался серийно.

Самолет-снаряд с пышным и претенциозным названием Liberty Eagle ("Орел свободы") спроектировал американский инженер Чарльз Кеттеринг, который был одним из последних в мире изобретателей "многостаночников" типа Леонардо, Кулибина и Эдисона, занимавшимся творческой деятельностью в самых разных и не связанных между собой отраслях - от торговой техники до авиации и солнечных батарей.

За свою жизнь Кеттеринг получил 186 патентов, но самыми известными его изобретениями стали автомобильный электростартер и электрический кассовый аппарат. А к разработке "воздушной торпеды", как тогда называли самолеты-снаряды, его сподвигла Первая мировая война, в которую США вступили весной 1917 года.
"Либерти Игл" представлял собой довольно компактный (длина - 3,8 метра, размах - 4,5 метра, масса - 400 кг) бипланчик с четырехцилиндровым двухрядным бензиновым мотором "Де Пальма" мощностью всего 40 л.с. За характерный зудящий звук этого мотора аппарат получил прозвище "Жук" (Bug), под которым он был более известен, чем под помпезным официальным наименованием.

Как и большинство тогдашних аэропланов, "Жук" был целиком сделан из дерева с фанерно-полотняной обшивкой. Для взлета использовалась стартовая тележка, которая разгонялась по рельсам и сбрасывалась при отрыве от земли для повторного использования. Характерная особенность машины - большой установочный угол крыльев в виде буквы "V", служивший повышению поперечной устойчивости.

Но главным средством обеспечения стабильного полета был гироскопический автопилот, связанный с рулями и элеронами. Благодаря ему "Жук" мог пролететь в заданном направлении до 120 километров со скоростью 80 км/ч, а отклонение от цели в конечной точке маршрута не превышало трех километров. Разумеется, такой разброс позволял использовать "Жуков" только против площадных целей типа "крупный город", но в 1918 году, когда аппарат проходил испытания, это сочли вполне нормальным показателем.

Самолет нес 80-килограммовый заряд взрывчатки с контактным взрывателем. В сочетании с крайне низкой точностью попадания это делало "Жука" скорее психологическим, нежели реально эффективным оружием. Тем не менее, американских военных машина удовлетворила и они решили использовать ее для обстрела германских городов.

В том же месяце были заказаны первые 75 дронов, которые, несмотря на наличие относительно дорогого автопилота и пневматических рулевых машин, обходились американским налогоплательщикам всего в 400 долларов. То есть, примерно в 30 раз дешевле, чем одномоторный легкий бомбардировщик, который, впрочем, мог нести гораздо более значительную боевую нагрузку.

Однако уже 11 ноября 1918 года война закончилась, а ни один "Жук" на фронт так и не попал. До конца года успели сделать всего 46 беспилотников, после чего заказ был аннулирован. Из-за этого боевой дебют самолетов-снарядов, причем - не американских, а немецких, состоялся только через четверть века, но это уже совсем другая история.

На заставке - полноразмерный макет "Жука" в американском авиамузее.

Предтеча Гераней
Кеттеринг в мастерской со своим главным изобретением, которое принесло ему славу и богатство - автомобильным электростартером.

Предтеча Гераней
Патентный чертеж "Жука" и гироскоп автопилота, который был на нем установлен. Обратите внимание, что Кеттеринг почему-то решил запатентовать свою "воздушную торпеду" только в 1927 году.

Предтеча Гераней
Патентный чертеж автопилота в сборе при виде сверху.

Предтеча Гераней
Макет "Жука" с крыльями без обшивки.

Предтеча Гераней
Дрон Кеттеринга перед стартом во время летных испытаний.

Предтеча Гераней
Серийная сборка "Жуков" на авиазаводе.

(с) vikond65

— Пока тебя не было, наши «друзья» по ту сторону фронта придумали новую забаву — «воздушную торпеду». Слышал?
— Краем уха, ничего точного. Ты видел?
— Конечно, вчера, своими глазами. Задумка простая и изящная, этого не отнять. Похоже на маленький аэроплан без экипажа. Фюзеляж и съемные крылья из папье-маше, фанеры и картона, небольшой двигатель из алюминия и чугуна, немного простой механики и аэролаг на стойке. Как он запускается — непонятно, но эта штука летит на определенной высоте, пока лаг отсчитывает обороты. Как накрутит установленное — крыло сбрасывается, и сам снаряд пикирует на цель, как бомба. Все вместе весит килограммов триста. Вероятно, дешевый.
— Чудно придумано, — удивился Шетцинг, как бывалый летчик, он сразу прикинул примерную точность такого чудо-оружия и фыркнул от сдерживаемого смеха. — Какая боевая нагрузка?
— Килограммов пятьдесят. Янки зовут его «Жук».
— Хорошее название, — одобрил Шетцинг. — Что же, наверное, у янки много денег, если они могут так бросать их на ветер.
— Не скажи, — очень серьезно возразил Рихтгофен. — На днях такой вот «жучок» грохнулся у соседей из ягдштаффеля, ничего не разрушил, но они решили, что начался обстрел сверхтяжелыми, и рванули на улицу, роняя кальсоны.
— Грозное оружие! — подытожил Шетцинг, уже не сдерживая искренний смех.

Они миновали группу мрачных людей в прорезиненных плащах без знаков различия, столпившихся у чего-то наподобие игрушечной железной дороги, увенчанной вместо паровоза аэропланом непривычно малого размера. «Плащи» безуспешно делали вид, что ничего необычного не происходит и вообще глядеть тут не на что. Обострившийся слух лейтенанта выхватил сказанное с четким американским акцентом: «Чертов „жук“… и еще двенадцать тысяч долларов на ветер…».

«Жук», вспомнилось Дрегеру. Двенадцать тысяч по ветру?..

(с) "1919", Белаш, Николаев

Книга неплохая, читается интересно, но ">

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
"...Даже странно, почему ролик сняли. Я хочу обратить внимание на самое начало и самый конец ролика. Рассказ об убийсве Юры Волкова начинается так - "Десять разгоряченных футбольных болельщиков идущих с матча напали на трех кавказских мальчиков, ...
Кажется, патриотическая тусовка уже готова зарезать Путина, она ему почти угрожает устами психиатрического Дугина: "...мы - активное русское меньшинство, элита интеллектуальная России - пока своего доверия Путину окончательно не утратили. Но мы на грани. Реально на грани. Если эта ситуация ...
С умилением читал в блогах, как крыша санно-бобслейной трассы не выдержала выпавшего в Сочи снега. Сейчас есть фотоаппарат даже у дворника в телефоне, но чтобы поверить в эту новость, особо впечатлительным не нужна была даже и одна фотография. Толи блогеры мельчают, то ли аудитория ...
Дятлы информационных агентств на днях сообщили нам о смерти одного стилиста, годами обслуживавшего цвет мордорского селебрити - от Долиной до Пугачёвой. Я, будучи человеком, далёким от новостей лютой постсоветской попсы, вообще узнал о том, что оный стилист существовал, исключительно ...
Вот уже несколько дней регулярно в украинских новостях и фейсбуках пишут о восстановлении САУ "Пион" для ВСУ. Подача материала частенько идет в духе: "Ну, все, держитесь, москалики! Теперь вам крышка!", или "Руссишен зольдатен вас ждет ядерный сюрприз!". Мне такая реакция чем-то напоминает ...