Предпоследний парад


Ровно 30 лет назад, 28 марта 1991 года, по приказу президента СССР Горбачева, в Москву были введены войска. Причем впервые после похорон Сталина это произошло не в связи с каким-то торжественным мероприятием. Ввод войск был приурочен к открытию в этот день 3-го внеочередного съезда народных депутатов РСФСР. Демократическая оппозиция решила поддержать своих депутатов на съезде массовой демонстрацией и митингом на Манежной площади, несмотря на то, что это мероприятие было запрещено властями.
Демократы проигнорировали запрет и призвали народ на митинг через подконтрольные им газеты, радиостанцию "Эхо Москвы" и расклеенные по всему городу листовки. В результате, несмотря на частичное перекрыте солдатами внутренних войск и милицией улиц в центре города, на грандиозный митинг собралось до 200 тысяч человек (см. вверху).
Организаторы называли цифру в полмиллиона, но это явное преувеличение, столько людей на Манежной просто не могло поместиться. Тем не менее, зрелище было очень впечатляющее. Митинг продоложался несколько часов и закончился лишь под вечер.
На пути к Манежной люди во многих местах свободно проходили сквозь кордоны или обходили их по не перекрытым улицам и переулкам. Солдаты и милиционеры им не препятствовали. Очевидно, Горбачев, как обычно, сказав "А", не сказал "Б", не дав разрешения на применение силы против демонстрантов. Из-за этого его военная акция превратилась в фарс и лишь укрепила уверенность оппозиционеров в своих силах. С другой стороны, это предотвратило побоище.

Поэтому, когда через четыре месяца, во время "августовского путча", на столичных улицах вновь появились военные. да еще и с бронетехникой (в марте боевой техники не было, только грузовики и поливальные машины), их уже никто не опасался. Люди массово собирались не только у Белого дома, но и возле Моссовета, на Пушкинской и Манежной площадях, на Новом Арбате и на Васильевском спуске, спокойно глядя на стоявшие неподалеку танки и отпуская шутки в отношении тех, кто их пригнал.
В общем, 28 марта 1991 года оппозиция одержала важную моральную победу, и всем стало ясно, что власть уплывает из рук кремлевской верхушки. До окончательного развала "нерушимого союза" оставалось восемь месяцев.
|
</> |