Дали парню важную работу, набивал он ленты к пулемету
vikond65 — 27.03.2021
Давненько здесь не было оружейной экзотики моей любимой эпохи
стимпанка. Пора обновить тему, тем более что дата подходящая: 145
лет назад, в начале 1876 года, была запатентована и прошла
испытания весьма интересная, но почти неизвестная даже знатокам
оружия штуковина, а именно - так называемый пулемет Бэйли. Чертеж
общего вида из его патента и разрез казенной части помещены
вверху.
Все знают, что у первого пулемета Хайрама Максима патроны
вставлялись в ячейки холщовой ленты и что с тех пор ленточное
питание применяется почти на всех станковых и на многих ручных
пулеметах. Однако мало кто знает, что патронную ленту придумал не
Максим, а другой американский изобретатель Форчун Бэйли еще в 1874
году, то есть, за 9 лет до того как Максим запатентовал первый
образец своего оружия.
Правда, система Бэйли представляла собой не автоматический пулемет,
а более характерную для тех времен митральезу с ручным приводом от
рукоятки. Другим принципиальным отличием было то, что патроны у
Бэйли перед выстрелом не выдергивались из ленты и не подавались в
патронник, а наоборот, патронник, сделанный зацело со стволом,
сдвигался назад и "надевался" на патрон. Для этого патроны
вставлялись в специальные картриджи, которые крепились к ленте на
металлических кронштейнах. Гильзы после выстрелов не выбрасывались,
а оставались в картриджах.
Таким образом стволы в системе Бэйли совершали не только
вращательное (как у знаменитых "Гатлингов"), но и
возвратно-поступательное движение. Наверное, это выглядело весьма
оригинально. Бэйли предполагал использовать свой пулемет, прежде
всего, на боевых кораблях в качестве противоминного и
противоабордажного оружия.
Главным его достоинством изобретатель считал то, что оно оно не
требовало частой перезарядки, так как патронную ленту в принципе
можно сделать любой длины. А поскольку выстрелы поочередно
производились из разных стволов, то и вопрос перегрева не вызывал
опасений. Правда лента опытного образца вмещала только 100
патронов, поскольку более длинный "патронташ" получился бы
чрезмерно тяжелым и громоздким.
Испытания пулемета Бэйли под руководством представителя ВМС США
коммодора Паттерсона состоялись 11 февраля 1876 года. Первая лента
была отстреляна за 6 секунд, то есть, темп стрельбы превышал 1000
выстрелов в минуту! Для митральез с ручным приводом это был просто
фантастический результат. Даже у появившегося в следующем
десятилетии пулемета Максима скорострельность не превышала 600
выстрелов в минуту, а у еще более позднего "Кольта-Браунинга" -
450. Скорострельность "Бэйли" могла бы считаться чрезмерной, но ее
можно было легко понизить, просто более медленно вращая
рукоятку.
В общем, первый результат был блестящим, однако, при отстреле
следующей ленты один из патронов разорвало, пуля застряла в стволе
и оружие вышло из строя. На этом испытания завершились.
Командование флота решило, что система недостаточно надежна, не
застрахована от серьезных поломок при затяжных выстрелах и не имеет
решающих преимуществ перед уже состоявшей на вооружении митральезой
Гатлинга.
В общем, Бэйли, несмотря на свое имя (Fortune), потерпел неудачу, а
его "скорострелка" осталась в единственном экземпляре, который не
сохранился. Почему-то нет даже его фотографий, во всяком случае, я
не смог их отыскать.
Далее - еще несколько чертежей из патента, раскрывающих конструкцию
митральезы, а также - фрагмент патронной ленты, нарисованный
морским офицером, который присутствовал на испытаниях.
О другой "ленточной" митральезе, разработанной в начале 1890-х
годов английским инженером Робертсоном, известно совсем мало.
Приводилась лишь информация, что это была переделка двуствольной
картечницы Гарднера на ленточное питание и на патроны с бездымным
порохом, которая была отклонена британскими военными. Потом
митральеза Робертсона проходила испытания в США, но там ее тоже
забраковали, поскольку она не проявила каких-либо преимуществ перед
уже существовавшими пулеметами Максима и Кольта-Браунинга.
В отличие от системы Бэйли, митральеза Робертсона сохранилась не на
чертеже, а на фотографии. Чертежи пока не найдены, поэтому о ее
конструкции можно только гадать. На фото видна катушка для ленты,
но как выглядела сама лента - тоже неизвестно.
|
</> |