Праздник само-придушения

«Итак, ты, сев и собрав ум твой, введи его в дыхательный путь, которым вдыхаемый воздух входит в сердце, и подтолкни его и понудь войти вместе с вдыхаемым воздухом в сердце. Когда же он войдет туда, то последующее за этим будет уже́ не невесело и не не-радостно» (Никифор Постник)
«С утра сидя на скамье высотой в пядь, принудь ум из ме́ста владычественного сойти в сердце и держи его в нём. И склонившись с усилием и в груди́, плечах и шее испытывая сильную боль, непрестанно взывай умно или душевно: „Господи Иисусе Христе, помилуй мя!“ Пото́м, когда из-за тесноты́, болезненности и частого призывания, пожалуй, будет тебе и не сладостно — что̀ случается не от частого вкушения одной снеди Триименитого, ибо „ядущии Мя“, сказано, „еще взалчут“ (Сир. 24:23), — то, переводя ум в другую половину молитвы, говори: „Сыне Божий, помилуй мя!“ И, многократно произнося эту половину, не должен ты от лености и уныния часто переменять ее на первую, потому что не укореняются растения, часто пересаживаемые. Сдерживай и дыхание легких, чтобы ты не слишком свободно дышал. Ибо движение вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, производимое сердцем, помрачает ум, возбраняя ему низойти или не допуская его к сердцу, и рассеивает мысль. Оттуда его изгоняя, оно или предает его, точно пленника, забвению, или устраивает та̀к, что он вместо того̀ поучается иному, незаметно оказываясь в том, в чём не подобает.» (Григорий Синаит)
|
</> |