Правовые обоснования по Крыму. СБСЕ. Будапештский меморандум. (ч.6)
potsreotizm — 20.08.2016 Оригинал взят у s_beskrovny в Правовые обоснования по Крыму. СБСЕ. Будапештский меморандум. (ч.6)Мнение о том, что принимая Крым в состав России, Россия нарушила упомянутые документы, не основано на праве и мотивировано исключительно политически.
Заключительный акт СБСЕ 1975 года закрепляет принципы территориальной целостности государств и нерушимости границ, при этом, этот документ, также как и Декларация о принципах 1970 года, закрепляет принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой (self-determination). Таким образом, к этому документу в полной мере применима изложенная выше аргументация о взаимодействии между принципами территориальной целостности и права народов на самоопределение.
Что касается принципа нерушимости границ, то он запрещает посягательство на границы, а также запрещает захват и узурпацию части или всей территории любого государства - участника. Однако реализация права на самоопределение в форме отделения является естественным и законным процессом, правомерно изменяющим границы и территории существующих государств и, следовательно, не может квалифицироваться как «захват» или «узурпация».
Такое толкование этого принципа было подтверждено практикой образования государств на территории СССР, Югославии и других стран Восточной Европы, которые были признаны странами ЕС и США (последние также являются подписантами Заключительного акта СБСЕ).
Россия не нарушает и Меморандум 1994 года о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Этот Меморандум не является международным договором и не налагает дополнительных юридических обязательств на государства, помимо и так имевшихся у них на момент подписания Меморандума. Он подтверждает обязательства в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ: уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, а также воздерживаться от применения силы против Украины, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом ООН.
Как отмечено выше, все действия России предпринимались в строгом соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ. Территориальная целостность Украины была разрушена в результате политики незаконных властей, захвативших власть в Киеве, прежде всего в отношении национальных меньшинств. Как известно, одновременно с Меморандумом 1994 года в Будапеште было принято совместное заявление руководителей России, Великобритании, США и Украины, в котором, среди прочего, подтверждалась значимость обязательств в рамках ОБСЕ, призванных противодействовать росту агрессивного национализма и шовинизма. Преобладание этих тенденций и привело к отделению Крыма.
Будапештский меморандум не накладывает на Россию обязательства по принуждению Крыма оставаться в составе Украины.
Россия строго выполняет обязательство по уважению суверенитета Украины, чего нельзя сказать о действиях других государств. Во время беспорядков в Киеве со стороны ЕС и США не раз звучали угрозы применения санкций к законному руководству Украины. Западные эмиссары чуть ли не постоянно дежурили на Майдане. США и ЕС признали в качестве легитимного партнера руководителей, назначенных на площади в нарушение всех конституционных процедур, а не законно избранного главу государства.
Что касается положений Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной 1997 года, то он также подтверждает основополагающие принципы, закрепленные в Заключительном акте СБСЕ 1975 года, включая уважение территориальной целостности, нерушимость существующих между ними границ, а также право народов свободно распоряжаться своей судьбой и соблюдение прав человека и основных свобод[12].
Своими действиями власти в Киеве существенно нарушили свои обязательства по уважению права народов свободно распоряжаться своей судьбой, отказывая Крыму в праве на самоопределение, а также по соблюдению прав человека и основных свобод.
Киевские власти грубо нарушают статью 11 Договора 1997 г., которая предусматривает, что «Высокие Договаривающиеся Стороны принимают на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости.»
Нарушение этих положений Договора властями в Киеве ставит под сомнения их право ссылаться на обязательства России по этому договору.